Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 декабря 2009 г. N Ф09-10151/09-С6
Дело N А50-5632/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Столярова А.А., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края (далее - Агентство по природопользованию) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2009 по делу N А50-5632/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Фихтелес" (далее -общество "Фихтелес") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Агентству по природопользованию о признании незаконным решения от 18.11.2008 об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда (с учетом уточнения, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - регистрационная служба), федеральное государственное учреждение "Чусовской лесхоз" (далее - учреждение "Чусовской лесхоз"), государственное краевое учреждение "Чусовское лесничество", государственное краевое унитарное предприятие "Пермские леса".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2009 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Мещерякова Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Агентство по природопользованию просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами ст. 7, 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, ст. 5, 7 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, договор аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 является незаключенным, как не прошедший государственную регистрацию, в связи с чем у Агентства по природопользованию отсутствовала обязанность по переоформлению данного договора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса от 22.12.2006 между учреждением "Чусовской лесхоз" и обществом "Фихтелес" заключен договор аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 21, согласно которому обществу "Фихтелес" передан в аренду участок лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию в Вильвенском лесничестве, кварталах N 8, 9, 15-17, 23, 24, 30, 31, 38, 39, 42, 43, 45, 46, 52-55, 5942, 68-70, 76-78, 85, 100, 120, 134, 135 общей площадью 15 280 га.
В соответствии с п. 2.1 указанного договора договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Участок лестного фонда передан по акту приема - передачи от 25.12.2006.
В письме от 26.02.2007 N 18/090/2006-242 регистрационная служба уведомила общество "Фихтелес" об отказе в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда в связи с тем, что договор аренды участка лесного фонда не подлежал государственной регистрации согласно Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса), исключившему леса и многолетние насаждения из объектов недвижимости, подлежащих регистрации, а также признанием утратившей силу ст. 32 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, которая устанавливала требования о государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.
Заявитель неоднократно обращался с заявлениями в Агентство по природопользованию и иные уполномоченные органы с целью перезаключения договора аренды.
Переоформление договора произведено не было.
Обществом "Фихтелес" 11.11.2008 в Агентство по природопользованию направлено заявление о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка с приложением договора аренды, учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В письме от 18.11.2008 Агентство по природопользованию уведомило общество "Фихтелес" об отказе в переоформлении договора в связи с отсутствием его государственной регистрации.
Общество "фихтелес", полагая, что решение заинтересованного лица от 18.11.2008 об отказе в переоформлении договора аренды участка лесного фонда является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества "Фихтелес", суды исходили из того, что договор от 25.12.2006 N 21 аренды участка лесного фонда не подлежал государственной регистрации, в связи с чем отказ Агентства по природопользованию в переоформлении данного договора на договор аренды лесного участка по указанному в решении от 18.11.2008 основанию является незаконным и нарушает права общества "Фихтелес".
Данные выводы судов являются верными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и| законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 31, 32 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года аренда участков лесного фонда регулируется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством. С момента государственной регистрации договор аренды участка лесного фонда считается заключенным.
Законом о введении в действие Лестного кодекса, вступившим в силу с 08.12.2006, признаны утратившими силу с указанной даты положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, в частности об объектах лесных отношений и об аренде участка лесного фонда.
Статьями 16, 22 Закона о введении в действие Лесного кодекса внесены изменения в п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним": слова "леса и многолетние насаждения" исключены из указанных норм.
В соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие Лесного кодекса договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В п. 2 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда, и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, предусмотрено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278) лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (заявление о переоформлении).
Согласно п. 3 Порядка заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка цесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 7 Порядка).
Судами установлено, что основанием для отказа Агентства по природопользованию в переоформлении договора аренды участка лесного фонда послужило отсутствие его государственной регистрации.
При этом с учетом вышеназванных норм суды пришли к выводу, что на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса -22.12.2006 и договора аренды участка лесного фонда - 25.12.2006 и на момент обращения общества "Фихтелес" к регистрирующей службе положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года об аренде участка лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
С учетом изложенного, а также установив, что с 08.12.2006, после вступления в силу Закона о введении в действие Лесного кодекса, отсутствовали правовые основания для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, суды пришли к верному выводу, что отсутствие государственной регистрации данного договора в рассматриваемом случае не влияет на решений вопроса о его заключенности, в связи с чем требование о признании решения Агентства по природопользованию от 18.11.2008 об отказе в переоформлении договора незаконным и обязании оформить договор аренды лесного участка, правомерно признаны судами обоснованными.
При этом, отклоняя ссылку заявителя на ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, а также на необходимость государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, суд апелляционной инстанции верно указал, что на момент заключения договора аренды абз. 3 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года утратил силу, и в период с 08.12.2006 по 01.01.2007 регулирование отношений, связанных с участками лесного фонда, осуществлялось специальными нормами Закона о введении в действие Лесного кодекса и не утратившими силу нормами Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными, отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2009 по делу N А50-5632/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по тому же делу без изменения, кассационную жалобу Агентства по природопользованию Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что основанием для отказа Агентства по природопользованию в переоформлении договора аренды участка лесного фонда послужило отсутствие его государственной регистрации.
При этом с учетом вышеназванных норм суды пришли к выводу, что на момент подписания протокола по результатам проведения лесного конкурса -22.12.2006 и договора аренды участка лесного фонда - 25.12.2006 и на момент обращения общества "Фихтелес" к регистрирующей службе положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года об аренде участка лесного фонда уже не действовали, а леса и многолетние насаждения исключены из перечня объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
С учетом изложенного, а также установив, что с 08.12.2006, после вступления в силу Закона о введении в действие Лесного кодекса, отсутствовали правовые основания для государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, суды пришли к верному выводу, что отсутствие государственной регистрации данного договора в рассматриваемом случае не влияет на решений вопроса о его заключенности, в связи с чем требование о признании решения Агентства по природопользованию от 18.11.2008 об отказе в переоформлении договора незаконным и обязании оформить договор аренды лесного участка, правомерно признаны судами обоснованными.
При этом, отклоняя ссылку заявителя на ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, а также на необходимость государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, суд апелляционной инстанции верно указал, что на момент заключения договора аренды абз. 3 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года утратил силу, и в период с 08.12.2006 по 01.01.2007 регулирование отношений, связанных с участками лесного фонда, осуществлялось специальными нормами Закона о введении в действие Лесного кодекса и не утратившими силу нормами Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2009 г. N Ф09-10151/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника