Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 декабря 2009 г. N А60-45850/2009-С9, N А60-45860/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2009 года
Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бурцева Владимира Алексеевича
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании
от заявителя: В.А. Бурцев, паспорт 65 00 602819, свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 66 N 000314110, О.С. Григорьева, представитель по доверенности 66 Б999644 от 08.10.2009 г.;
от заинтересованного лица: Н.В. Опутина, представитель по доверенности N 0042-02/3 от 11.01.2009 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
При рассмотрении дела определением суда был объявлен перерыв с 11 час.26.11.2009 г. до 9 час. 30 мин. 02.12.2009 г., после перерыва судебное заседание было продолжено.
Индивидуальный предприниматель Бурцев Владимир Алексеевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области по проведению проверки (обследования) принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 181, кв. 44 (дело А60-45850/2009-С9) и действий по проведению проверки (обследования) принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 181, кв. 48 (дело А60-45860/2009-С9).
Определением от 02.12.2009 г. оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Оспаривая действия государственного органа, заявитель ссылается на то, что проверенные (обследованные) инспекцией жилые помещения используется им в предпринимательской деятельности в качестве торговых площадей магазина "First", а квартира N 44 передана по договору аренды предпринимателю Секисовой Т.М. под подсобное помещение магазина по реализации фейерверков, в связи с чем проверка этих помещений должна была проводиться исключительно по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Вместе с тем проверка была проведена без предусмотренных данным Законом оснований по представлению заместителя начальника отдела N 1 СЧ ГСУ при ГУВД по СО; внеплановая выездная проверка предпринимателя проведена без согласования с органом прокуратуры, что запрещено законом; проверка проведена без уведомления предпринимателя и без предварительной документальной проверки; предприниматель не был ознакомлен с приказом о проведении выездной проверки; полномочиями проверяющих, а также целями, задачами, основаниями проведения проверки, копия приказа о проведении проверки предпринимателю не вручена; проверка не могла быть проведена в отсутствие предпринимателя, который в день проверки находился на больничном; инспекция не вправе распространять информацию, полученную в результате проведения проверки путем направления копий актов проверки в ГСУ при ГУВД Свердловской области; в акте отсутствуют данные предпринимателя, а также сведения о характере нарушений и сведения о лицах, допустивших нарушения; акт не вручен предпринимателю, чем нарушены части 2, 3, 4, 5, 16 статьи 10,часть 10 статьи 11, части 3, 4 статьи 12, пункты 3, 5 части 2, часть 3 статьи 14, пункты 2, 5 статьи 15, пункты 5, 7 части 2, часть 4 статьи 16, пункты 2, 4 статьи 18 Закона N 294-ФЗ.
Заявитель ссылается также на нарушение инспекцией гарантированных пунктом 2 статьи 24, статьей 25 Конституции Российской Федерации права на неприкосновенность жилища и права иметь возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В связи с этим Бурцев В.А. на основании части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ просит признать незаконными и отменить результаты проверок, указанные в актах от 01.10.2009 г. N 03-01/1437 и N 03-01/1428 (указание на перепланировку и переоборудование квартир без соответствующих разрешений и отсутствие документов о переводе жилых помещений в категорию нежилых).
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - Управление, жилищная инспекция) доводы заявителя не признало, пояснив, что фактически жилищной инспекцией осуществлялись мероприятия по контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда, на которые положения Закона N 294-ФЗ о гарантиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателе й при осуществлении государственного контроля (надзора) не распространяются.
Рассмотрев материалы дела, суд установил:
В адрес Управления поступило представление заместителя начальника отдела N 1 Следственной части Главного следственного управления при ГУВД по Свердловской области от 08.09.2009 г. N 23/4732 об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушения, содержащее информацию о том, что в ходе предварительного следствия по уголовному делу N 541309, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлены факты использования жилых помещений в доме N 181 по ул. Луначарского в г. Екатеринбурге, не по назначению, перепланировки жилых помещений, произведенных с нарушением действующего законодательства.
На основании Приказа от 24.09.2009 г. N 0309/693 о проведении мероприятий по государственному контролю специалистами жилищной инспекции проведена внеплановая проверка технического состояния жилых помещений (квартир), расположенных по указанному адресу, в том числе квартир N 44 и N 48, принадлежащих на праве собственности гр-ну Бурцеву В.А.
По результатам проверки составлены акты от 01.10.2009 г. N 03-01/1437 и N 03-01/1439 о проверке (обследовании) данных квартир.
Согласно акту N 03-01/1437 при проверке квартиры N 44 обнаружено (выявлено), что данная квартира расположена на 1-м этаже жилого дома N 181, в указанной квартире ликвидирован вход со стороны лестничной клетки, на месте окна в несущей стене жилой комнаты выполнен дверной проем; ликвидированы перегородки между кухней и ванной комнатой; выполнены работы по переоборудованию указанной квартиры: в санузле демонтирована ванна; в кухне демонтирована газовая плита, раковина, демонтированы инженерные коммуникации холодного и горячего водоснабжения и водоотведения; в квартире одна дополнительная перегородка, уменьшена площадь санузла; на момент проверки квартира используется в качестве подсобного помещения магазина предпринимателя Секисовой; оформленные надлежащим образом документы о переводе указанного жилого помещения в категорию нежилых, а также разрешающие перепланировку и переоборудование квартиры не представлены.
Согласно акту N 03-01/1439 квартира N 48 расположена на 2-м этаже дома, в данной квартире также выполнено устройство дверного проема (вход в помещение) вместо окна в наружной стене со стороны фасада (по улице Карла Маркса); в квартире полностью демонтированы перегородки, произведена заделка дверного проема, выходящего на лестничную клетку (бывший вход в квартиру); выполнен демонтаж газовой плиты и санитарно-технического оборудования (ванна, унитаз, мойка); в соответствии с письмом администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга N 956 от 03.09.2009 г. N 1882 принято решение N 956 от 06.12.2001 г. о перепланировке квартиры, однако оформленных надлежащим образом документов о переводе этого жилого помещения в категорию нежилого на момент проверки не представлено.
Копии актов проверки Управлением направлены в ГУ СУ при ГУВД Свердловской области.
Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (далее - Положение), государственную функцию контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности осуществляет Государственная жилищная инспекция и ее органы в субъектах Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Положения органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий и за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, в том числе путем проведения инспекционных обследований и проверок подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенных Положением
При этом в силу пункта 8 Положения Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление государственной функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, что следует из Положения об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2006 г. N 1101-ПП.
Административным регламентом исполнения Управлением государственной функции по осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 19.05.2009 г. N 454-РП (далее - Регламент), предусмотрено, документами, исходными данными, сведениями, необходимыми для исполнения государственной функции, являются, кроме прочих, поручения заинтересованных лиц, в том числе органов прокуратуры, суда, правоохранительных органов (пункт 21 Регламента).
Конечным результатом исполнения данной государственной функции является составленный должностным лицом Управления акт проверки по установленной форме, предписание об устранении выявленных нарушений или протокол о совершении административного правонарушения (пункт 6 Регламента).
Из материалов дела следует, что представление заместителя начальника отдела N 1 Следственной части Главного следственного Управления при ГУВД по Свердловской области от 08.09.2009 г. N 23/4732 содержало информацию об использовании жилых помещений по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 181, кв. 44 и кв. 48, не по назначению, и о перепланировке жилых помещений с нарушением действующего законодательства, т.е. у Управления имелись достаточные данные для проверки использования и сохранности этих жилых помещений.
Указанные жилые помещения принадлежат на праве собственности Бурцеву Владимиру Александровичу.
Согласно Приказу от 24.09.2009 г. N 03-09/693 должностными лицами Управления проводились мероприятия по государственному контролю выполнения собственником обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами при перепланировке жилых помещений, с целью выявления и предупреждения нарушений жилищного законодательства.
По результатам проверки составлены указанные выше акты от 01.10.2009 г. N 03-01/1437 и N 03-01/1439, а также протоколы от 08.10.2009 г. о совершении Бурцевым В.А. административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из этого следует, что мероприятия по контролю за использованием жилых помещений Бурцевым В.А. были проведены Управлением по основаниям и в соответствии с порядком, установленным указанными выше нормативными правовыми актами.
Доводы заявителя о нарушениях Управлениями положений Закона N 294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), и защиты прав индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), судом не принимается.
Данным Законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно статье 2 Закона N 294-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
При этом мероприятиями по контролю признаются действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Бурцев Владимир Алексеевич зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Проверкой установлено, что в принадлежащих ему жилых помещениях - квартирах N 44 и N 48 в доме N 181 по ул. Луначарского, выполнены работы по переоборудованию и самовольной перепланировке, и жилые помещения используются не по их назначению.
Так, квартиры N 44 и N 48 на основании договора с ООО "Юридическая фирма "Статус" (директор Бурцев В.А.) переданы последнему в аренду и используются в качестве торговых площадей магазина; квартира N 44 используется в качестве подсобного помещения для хранения фейерверков другим индивидуальным предпринимателем по договору аренды.
По мнению заявителя, факт использования жилых помещений в его предпринимательской деятельности влечет обязанность соблюдения при проверке этих объектов правового режима, установленного Законом N 294-ФЗ.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Поскольку целью проверки Управления являлся государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда - жилых помещений в многоквартирном жилом доме N 181 по ул. Луначарского, и при проведении данной проверки не требовалось взаимодействия должностных лиц данного государственного органа и индивидуального предпринимателя - собственника жилых помещений, действие Закона N 294-ФЗ на проведение технического состояния этих помещений не распространяется.
Контроль за деятельностью индивидуального предпринимателя Бурцева В.А. целью проверки не являлся; наличие у заявителя соответствующего статуса само по себе не определяет содержание и цель проверки.
Кроме того, положения Закона N 294-ФЗ не распространяются и на действия административных органов при проведении административного расследования, под которым следует понимать любые процессуальные действия, совершаемые в рамках производства по делу об административном правонарушении на стадии возбуждении дела об административном правонарушении с целью сбора и фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр помещений является мерой обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, а установленные при проверке факты самовольного переоборудования жилых помещений и использование их не по назначения послужили основанием для составлении в отношении Бурцева В.А. протоколов о совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7.21 КоАП РФ.
Суд также принимает во внимание, что согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан, а размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Кодекса, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьями 168, 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, согласно пункту 1.4. граждане, юридические лица обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан; бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке; переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются; перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункты 1.7.1.-1.7.3. Правил).
Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, обеспечивающем безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение); инженерные системы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах (пункты 10-14 Положения).
Переоборудование и перепланирование жилых помещений Бурцева В.А. связано с нарушением целостности несущих стен, демонтажем инженерных коммуникаций квартир, в связи с чем собственником нарушены требования, предъявляемые к жилым помещениям. Такое использование жилых помещений нарушает права и законные интересы других граждан, создает реальную угрозу их жизни и здоровью (несанкционированное нарушение конструкции жилого дома, использование квартиры в многоквартирном жилом доме под склад фейерверков), что обусловило необходимость проведения Управлением мероприятий государственного контроля в отношении этих квартир.
Проведение проверки в отсутствие Бурцева В.А. и в период его заболевания не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов как собственника жилых помещений.
Как указано выше, данная проверка не требовала взаимодействия Управления и самого собственника жилых помещений, при этом его статус индивидуального предпринимателя не имел какого-либо значения для проверки использования жилых помещений.
Не может быть признана обоснованной и ссылка заявителя на нарушение Управлением права на неприкосновенность его жилища, так как по своему назначению жилые помещения Бурцевым В.А. не используются. Копии актов проверки были вручены представителю Бурцева В.А., действующему на основании соответствующей доверенности, поэтому заявителю была предоставлена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемые решение и действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц могут быть признаны арбитражным судом незаконными в том случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведенная Управлением проверка технического состояния жилых помещений (квартир), принадлежащих Бурцеву В.А. на праве собственности, не нарушает его прав и законных интересов как индивидуального предпринимателя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 декабря 2009 г. N А60-45850/2009-С9, N А60-45860/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника