Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 декабря 2009 г. N А60-49550/2009-С9
Резолютивная часть решения объявлена 8 декабря 2009 года
Полный текст решения изготовлен 9 декабря 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 59" (ИНН 6664040604, ОГРН 1026605761203) к Главе г. Екатеринбурга
о признании недействующим нормативного правового акта
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.Г. Леушин, представитель по доверенности N 6 от 10.11.2009 г., паспорт 65 01 855580; Б.А. Ратнер, представитель по доверенности N 5 от 10.11.2009 г., паспорт 65 07 225768;
от заинтересованного лица - С.А. Захарова, представитель по доверенности N 221 от 24.12.2008 г., удостоверение N 3.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов и ходатайств не заявлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв по ходатайству заявителя до 10 часов 50 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявителем уточнены заявленные требования. Уточнения судом приняты.
ООО "Магазин N 59" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области и с учетом уточнения заявленных требований просит признать недействующим постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в части включения в указанный перечень нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, литер А, общей площадью 74 кв.м (1 этаж N 1-6, 23), с целевым назначением: торговое, арендуемое ООО "Магазин N 59" по договору аренды N 50290550 от 01.12.2005 г. со сроком действия до 31.12.2010 г.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом считает оспариваемое постановление Главы города Екатеринбурга ненормативным актом, а также ссылается на его законность. Кроме того, заинтересованное лицо считает, что заявителем не представлено доказательств нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
ООО "Магазин N 59" 07.09.2009 г. направлено в адрес заинтересованного лица заявление о реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемого им по договору аренды N 50290550 от 01.12.2005 г. нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, литер А, общей площадью 74 кв.м в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Заинтересованным лицом 10.09.2009 г. направлен в адрес заявителя отказ в реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемого им нежилого помещения со ссылкой на то, что указанное нежилое помещение включено в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденный Постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521.
Действительно, в силу статей 3 и 9 Закона N 159-ФЗ включение недвижимого имущества в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, является препятствием в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленным этим Законом.
В соответствии с частями 4, 4.1, 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства); имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72.
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности отнесено к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления; в силу подп. 5 пункта 1 статьи 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.05. N 8/1, определение порядка управления и распоряжения имуществом относится к исключительной компетенции Екатеринбургской городской Думы.
Согласно подп. 9 пункта 1 статьи 37 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" местная администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли.
Из указанного следует, что перечень имущества, утвержденный постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521, должен полностью соответствовать решению Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72 и в данный перечень могло быть включено имущество, соответствующее критериям, установленным этим нормативным актом.
ООО "Магазин N 59" оспаривает постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" (далее - Перечень) в части включения в указанный перечень нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, как нормативный правовой акт.
При этом заявитель полагает, что обладает гарантированным субъективным правом на приватизацию указанного объекта, в связи с чем, по его мнению, указанный нормативный акт нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое обществом постановление обращено к определенному кругу лиц (арендаторам нежилых помещений, перечень которых приведен в оспариваемом постановлении), представляет собой комплексный правоприменительный акт (т.е. содержит комплекс индивидуальных предписаний в отношении конкретных имущественных объектов), изданный во исполнение Федеральных законов N 209-ФЗ от 24.07.2007 г., N 159-ФЗ от 22.07.2008 г., а также решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обжалуемое постановление Главы города Екатеринбурга (Перечень), определяющий юридическую судьбу конкретных имущественных объектов, по своей природе не относится к нормативным актам, которыми устанавливаются обезличенные, абстрактные правила поведения.
С учетом того, что обжалуемое постановление Главы города Екатеринбурга (Перечень) является ненормативным актом, заявление о его оспаривании подлежит рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд отмечает, что статьей 195 АПК РФ не предусмотрена возможность отказа в удовлетворении заявления об оспаривании акта по мотиву неправильно избранного способа защиты, а главы 23 и 24 АПК РФ определяют особенности рассмотрения дел данной категории, а не способы защиты нарушенных прав.
Избранная заявителем форма обращения в суд (заявление о признании недействующим нормативного правового акта) не препятствует суду правильно определить вид судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы заявителя, в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекают требования заявителя.
Данная позиция суда согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
Общество, полагая, что постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521 противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в указанный перечень включены практически все объекты нежилого фонда, сданные в аренду, в том числе и помещение, арендуемое заявителем, в связи с чем, фактически исключается возможность приватизации объектов нежилого фонда субъектами малого и среднего предпринимательства, что противоречит смыслу Закона N 159-ФЗ и является злоупотреблением правом в соответствии со ст. 10 ГК РФ.
Также заявитель ссылается на нарушение заинтересованным лицом части 4 статьи 18 Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которой перечень подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Кроме того, общество считает, что обжалуемое постановление Главы города Екатеринбурга не соответствует п. 7 решения Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72 "Об утверждении положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Екатеринбург" (далее - решение Думы).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7 Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружении и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 17 февраля 2009 г. N 12/72
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Порядок предоставления и реализации преимущественного права на выкуп арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства объектов недвижимого имущества установлен Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 159-ФЗ такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72 утверждено Положение о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
Пунктом 7 Положения установлено, что в перечень включаются: 1) все отдельно стоящие здания, строения, сооружения, арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и 2) высвобождаемые отдельно стоящие здания, строения, сооружения, нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства.
Применительно к определенному виду деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в перечень включаются нежилые помещения, строения, сооружения, используемые для:
1) осуществления розничной торговли (продуктами питания, хозяйственными товарами, книгами, канцелярскими товарами), а также комиссионной торговли;
2) размещения хозяйствующих субъектов, организующих торговлю на сельскохозяйственных рынках;
3) осуществления бытового обслуживания (парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, бытовой техники, мебели, часов, ювелирных изделий, швейные ателье, фотоателье, химчистки, прокат инструментов);
4) организации общественного питания (кафе, буфеты, бары, кофейни, закусочные, пиццерии, столовые);
5) размещения аптек;
6) размещения хозяйствующих субъектов, оказывающих транспортные услуги;
7) размещения складов (продовольственных, фармацевтических товаров);
8) размещения объектов культуры;
9) занятия физкультурой и спортом.
Исходя из указанного, данным Положением предусмотрены два критерия включения объектов недвижимого имущества в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", именно: 1) отнесение объекта недвижимости, используемого для указанных в Положении видов предпринимательской деятельности, к отдельно стоящим зданиям, строениям, сооружениям, предназначенные для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, либо 2) отнесение объекта недвижимости, используемого для указанных в Положении видов предпринимательской деятельности, к высвобождаемым отдельно стоящим зданиям, строениям, сооружениям.
Судом установлено, что объект недвижимости, арендуемый заявителем, не удовлетворяет требованиям, как первого, так и второго критерия включения арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства объекта недвижимого имущества в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
Согласно плану объекта аренды и Кадастровому паспорту помещения от 03.04.2009 г., нежилое помещение, арендуемое заявителем, по своему целевому назначению является торговым, вместе с тем, не может быть отнесено к отдельно стоящим зданиям, строениям, сооружениям, поскольку является встроенным помещением здания по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, литер А.
Таким образом, включение нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, литер А, общей площадью 74 кв.м (1 этаж N 1-6, 23), с целевым назначением: торговое, арендуемое ООО "Магазин N 59" по договору аренды N 50290550 от 01.12.2005 г. со сроком действия до 31.12.2010г., в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденный Постановлением Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521, является неправомерным, поскольку не соответствует требованиям п. 7 Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 г. N 12/72.
Исходя из п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования закона субъектами Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на приобретение.
Судом установлено, что обжалуемое постановление Главы города Екатеринбурга издано по истечении полугода с момента вступления в силу Закона N 159-ФЗ, при этом иных мер в поддержку малого и среднего предпринимательства органом местного самоуправления принято не было, положение арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства не изменилось. Указанные обстоятельства дают основание утверждать о наличии злоупотребления правом.
Кроме того, включение указанного объекта недвижимого имущества в оспариваемый перечень нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку лишает заявителя возможности реализации своего преимущественного права на выкуп указанного нежилого помещения, в установленный срок, ограниченный законом.
Согласно положениям ст. 13 ГК РФ и ст. 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременное наличие двух условий: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемый заявителем ненормативный правовой акт следует признать недействительным.
В порядке распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 33.21 Налогового кодекса РФ, денежные средства в размере 2000 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1.Заявленные требования удовлетворить.
2.Признать недействительным Постановление Главы города Екатеринбурга от 04.03.2009 г. N 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" с приложением в части включения в указанный перечень нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 189, литер А, общей площадью 74 кв.м (1 этаж N 1-6, 23), с целевым назначением: торговое, арендуемое ООО "Магазин N 59" по договору аренды N 50290550 от 01.12.2005 г. со сроком действия до 31.12.2010г.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главы города Екатеринбурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 59" (ИНН 6664040604, ОГРН 1026605761203) в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины 2000 руб., уплаченных платежным поручением N 764 от 15.10.2009 г.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 декабря 2009 г. N А60-49550/2009-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника