Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 сентября 2009 г. N Ф09-7314/09-С1
Дело N А71-3258/2009-А28
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лукьянова В.А., судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Якшур-Бодьинского муниципального автономного учреждения Управляющая компания "Соцкомсервис" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.04.2009 по делу N А71-3258/2009-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее -управление) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 28.04.2009 (судья Лепихин Д.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 (судьи Нилогова Т.С, Мещерякова Т.П., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность его вины в совершении вменяемого правонарушения, в связи с наличием в действиях учреждения признаков крайней необходимости, а также на неправильное применение судами ст. 2.1, 2.7, 2.10, 4.1, п. 3 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка учреждения по вопросу соблюдения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр.
В ходе выезда на объект проверки 05.02.2009 управлением установлено, что учреждение осуществляет добычу пресной подземной воды на территории Якшур-Бодьинского района из 22 скважин (N 2880 д. Урсо, N 1382, 837 д. Мукши, N 20935 д. Чур, N 2295 д. Чекерово, N 63344 д. Липовка, N 202 д. Варавай, N 1706 д. Большая Итча, N 293 д. Малая Итча, N 1030 д. Вожьяк, N 2162 д. Дмитриевка, N 1469 д. Кочиш, N 2532, 157 д. Зеглуд, N 1532 д. Кыква, N 112 д. Селычка, N 45, 192 д. Ст/Зятцы, N 1289 д. Патраки, N 1727 д. Выжоил, N 58839 д. Люкшудья, скважина б/н с. Селычка) без разрешения (лицензии), что является нарушением ст. 1, 1.2, 11, п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
По итогам проверки управлением составлены акт от 12.03.2009 N 9, протокол об административном правонарушении от 12.03.2009 N 8 и вынесено постановление от 18.03.2009 N 18 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса.
Считая данное постановление незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно преамбуле к Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Статьей 11 Закона о недрах и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ), определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), установлена ст. 7.3 Кодекса.
Факт того, что учреждение осуществляет добычу подземных пресных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения сельского населения и технического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов из указанных артезианских скважин без лицензии на пользование недрами, судами установлен и материалами дела подтвержден.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия учреждением всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона о недрах в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Кодекса.
Нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 Кодекса, судами не установлено.
Довод учреждения об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения в связи с тем, что в его действиях имеются признаки крайней необходимости, поскольку услуги по водоснабжению населения и организаций Якшур-Бодьинского района оказываются только учреждением и не могут быть оказаны потребителям иным лицом, уже был предметом исследования апелляционного суда. Оценив совершенное учреждением правонарушение, а также факт пользования учреждением скважинами в течение продолжительного периода времени (с 2003 г.) и непринятие им мер к надлежащему пользованию скважинами при добыче подземных вод, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что данное правонарушение не может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости. Доказательств того, что нарушение требований Закона о недрах было единственным и необходимым способом избежать наступления каких-либо тяжких последствий, в деле не имеется.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Следовательно, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.04.2009 по делу N А71-3258/2009-А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Якшур-Бодьинского муниципального автономного учреждения Управляющая компания "Соцкомсервис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2009 г. N Ф09-7314/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника