Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил на 2010-2015 годы
(утв. постановлением Администрации города от 23 ноября 2009 г. N 2166)
1. Актуальность создания Концепции развития физической культуры и спорта
Актуальность и целесообразность разработки Концепции развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил обусловлена значительной ролью физической культуры и спорта в оздоровлении населения, воспитании детей, подростков и учащейся молодежи, использовании ее в системе профилактики асоциального поведения, пропаганде здорового образа жизни.
Концепция развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил (далее - Концепция) как организационная основа реализации муниципальной политики в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы представляет собой комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой ресурсами и сроками и направленных на изменение содержания работы управления по физической культуре, спорту и туризму Администрации города, совершенствование форм взаимодействия учреждений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, учреждений образования, предприятий и организаций города и финансово-экономических механизмов.
Концепция является программно-целевым документом, определяющим основные стратегические направления деятельности управления по физической культуре, спорту и туризму Администрации города по реализации целей и задач, поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном уровне эти цели обозначены в целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7, в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р "Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года", в Федеральном законе "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 N 174-ФЗ (с изменениями от 24.07.2007 и 18.10.2007).
На региональном уровне принят Областной закон от 12.11.1997 N 64-ОЗ "О физической культуре и спорте в Свердловской области", а также Постановление Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года".
На муниципальном уровне была разработана Концепция развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" (2004-2007 гг.)", утвержденная постановлением Главы города Нижний Тагил от 24.05.2004 N 480. Реализуются следующие муниципальные целевые программы: "Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта города Нижний Тагил (2008-2012 годы)", утвержденная Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2007 N 67, "Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва в городе Нижний Тагил (2008-2011 годы)", утвержденная Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.10.2007 N 44, а также ряд других законодательных и нормативно-правовых актов в области муниципального управления и развития физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру и спорт, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой страны. Соответственно, одной из основополагающих задач государственной политики является создание условий для развития физической культуры и спорта, привлечения, прежде всего, детей, подростков и учащейся молодежи к активному образу жизни, к занятиям спортом. Открывая заседание Президиума Правительства Российской Федерации в июне 2009 года по вопросу, связанному с принятием "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года", премьер-министр В.В. Путин особо подчеркнул, что "развитие моды на спорт и здоровый образ жизни в России - это и улучшение состояния здоровья граждан, и увеличение продолжительности жизни, и, по сути, развитие основного достояния - человеческого капитала". В связи с этим, Председатель Правительства Российской Федерации определил общенациональную задачу: удвоить количество людей, регулярно занимающихся спортом.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50% населения. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного в мае 2009 года, доля россиян, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составляет 12%. Время от времени или редко делают это 16%. Наконец, более половины наших сограждан (53%) вообще спортом не занимаются. По состоянию на 1 января 2009 года в Нижнем Тагиле занимаются физической культурой и спортом 58329 человек, что составляет 15,5% от общего числа жителей нашего города.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства, местных органов власти в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, наша страна находится на 143 месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где внедрялись целевые программы и Концепции развития в области физической культуры и спорта, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятельностью, реже пропускают работу по состоянию здоровья.
Представленные выше данные говорят о большой значимости и необходимости разработки и реализации Концепции развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил на период с 2010 по 2015 годы.
Объект Концепции - система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в городе Нижний Тагил.
Предмет Концепции - оптимизация и эффективность функционирования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в городе Нижний Тагил.
Цель Концепции - создание условий для укрепления здоровья тагильчан путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений), создание благоприятного социального имиджа города и приобщения различных слоев граждан (или общества) к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
- повышение интереса различных категорий тагильчан к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие массовой физической культуры и спорта;
- усовершенствование системы физической подготовки детей, подростков и учащейся молодежи;
- подготовка кадров и развитие материально-технической базы спортивных сооружений;
- организация эффективной пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований, информационная поддержка данной Концепции в средствах массовой информации и в сети Интернет.
В рамках реализации Концепции могут формироваться программные документы, направленные на развитие отдельных направлений физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности в городе.
Концепция должна служить ориентиром для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся укрепления системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, формирования здорового образа жизни различных категорий тагильчан.
2. Принципы Концепции
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
- доступность занятий физической культурой и спортом для всех возрастных категорий, особенно для детей, подростков и учащейся молодежи;
- непрерывность физкультурного воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;
- интегративность и консолидация усилий Администрации города Нижний Тагил, предприятий, организаций и учреждений города, средств массовой информации, общественных организаций в решении актуальных проблем, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в нашем городе;
- необходимость формирования в массовом сознании населения идеологии здорового образа жизни, понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий, здоровьесберегающих установок в поведении тагильчан, особенно среди детей, подростков и учащейся молодежи;
- возможность позитивного изменения отношения к отрасли "физическая культура и спорт" в решении социально-экономических, образовательно-воспитательных, толерантно-культурных и оздоровительных задач у лиц, от которых зависит принятие законодательных инициатив и решений по развитию физической культуры и спорта в нашем городе (депутаты Нижнетагильской городской Думы, Администрация города и другие органы исполнительной и законодательной властей).
3. Аналитическая информация о реализации Концепции (основных направлений) развития физической культуры и спорта в период 2004-2007 годы
Концепция (основные направления) развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" (2004-2007 годы) представляла собой систему взглядов на содержание и основные направления физкультурно-спортивной деятельности Администрации города в области физической культуры и спорта: более широкое приобщение к занятиям физической культурой и спортом детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения, а также достойное выступление тагильских спортсменов на соревнованиях различного уровня.
Реализация Концепции осуществлялась комитетом по физической культуре и спорту в соответствии с планом мероприятий.
Анализ развития физической культуры и спорта в 1999-2003 годах, проведенный в процессе разработки первой Концепции показал, что главными (приоритетными) направлениями физкультурно-спортивной деятельности в этот период являлись:
- повышение массовости занятиями физической культурой и спортом среди детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения нашего города;
- повышение спортивного мастерства спортсменов и подготовка спортивного резерва для сборных команд области и России;
- обеспечение управлением подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, работающих в государственных и негосударственных учреждениях отрасли "физическая культура и спорт", способных вести работу с учетом новых требований развития массового спорта, оздоровительной физической культуры, спорта высших достижений в новых условиях рыночных отношений;
- совершенствование структуры управления системой физической культуры и спорта;
- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, профилактика негативных явлений среди детей, подростков и учащейся молодежи, в том числе за счет создания телевизионных и радиопрограмм.
К моменту окончания реализации Концепции различными формами занятий физической культурой и спортом были охвачены 55804 человека (53200 - в 2006 году, 50980 - в 2005 году, 41753 - в 2004 году). За период с 2004 по 2007 годы прирост составил 74,5%. Процент занимающихся физической культурой и спортом по отношению к общему количеству жителей в 2007 году составил 14,7% (13,8% - в 2006 году, 13,2% - в 2005 году, 10,8% - в 2004 году).
Выступления тагильских спортсменов на вышестоящих соревнованиях, проведение спортивных мероприятий на территории города широко освещались в электронных и печатных СМИ города, регулярно публиковались подборки спортивных новостей, проблемно-аналитические материалы по спортивной и физкультурно-массовой тематике.
Регулярно выходят пресс-релизы о проводимых в городе спортивно-массовых мероприятиях и о результатах выступлений спортсменов города на вышестоящих соревнованиях. Постоянно городские СМИ анонсируют спортивные мероприятия, информируют о ходе их проведения и итогах. Практикуется распространение афиш и растяжек с информацией о предстоящих спортивных мероприятиях.
В рамках городского конкурса "Лучший журналист года" конкурсной комиссией ежегодно определяется лучший журналист в номинации "За лучшее освещение спортивной жизни города". В газете "Тагильский рабочий" выходит спортивная страничка с освещением наиболее интересных спортивных событий. В управлении сложилась практика проведения пресс-конференций, предваряющих и завершающих спортивные мероприятия высокого уровня.
Уже несколько лет подряд управление по физической культуре, спорту и туризму (комитет по физической культуре и спорту до 2009 года) тесно сотрудничает с областным журналом "Уральский характер". В 2007 году Нижний Тагил принял участие в формировании информационно-аналитического каталога "Физкультура и спорт в Уральском федеральном округе", где представлена информация о развитии физкультуры и спорта в городе. Организована работа по формированию фотоархива наиболее значимых спортивных мероприятий.
Одним из направлений реализации Концепции было увеличение количества плоскостных спортивных площадок.
За период реализации Концепции количество плоскостных сооружений в Дзержинском районе увеличилось на 6 единиц с 242 в 2004 году до 248 в 2007 году (по плану - на 4 ед.), в Ленинском районе увеличилось на 6 единиц с 58 в 2004 году до 64 в 2007 году (по плану также на 6 ед.), а в Тагилстроевском районе уменьшилось на 12 единиц с 99 в 2004 году до 87 в 2007 году (планировалось увеличение на 8 единиц).
Комитетом по физической культуре и спорту Администрации города была разработана муниципальная целевая программа "Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва в городе Нижний Тагил (2008-2011 годы)", которая утверждена Решением Нижнетагильской городской Думы. Целью вышеуказанной программы является создание (обеспечение) условий для развития спорта высших достижений в городе Нижний Тагил, как основы подготовки спортсменов для сборных команд области и России по различным видам спорта. В настоящее время продолжается ее реализация.
Одно из важных направлений Концепции было сориентировано на усиление работы среди людей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в городе функционирует клуб инвалидов, который организует и проводит физкультурно-оздоровительную работу среди инвалидов в центре реабилитации инвалидов "Преодоление". В связи с отсутствием кадров прекращена физкультурно-оздоровительная работа в отделении Дзержинского района Всероссийского общества инвалидов и ООО УПП "Элинта" Всероссийского общества слепых.
Решая задачи по социальной адаптации людей с ограниченными возможностями через занятия физической культурой и спортом, в городе ежегодно проводится Фестиваль спорта для людей с ограниченными возможностями "Преодолей себя". Для занятий инвалидов спортивные сооружения предоставляются бесплатно, но необходимо отметить, что в городе отсутствуют специализированные спортсооружения для инвалидов, а также нет специалистов по реабилитации инвалидов. Активная физкультурно-оздоровительная работа ведется в Государственном областном учреждении "Нижнетагильский центр реабилитации воинов-инвалидов локальных войн".
Особое значение в проводимой политике муниципалитета имеет развитие инфраструктуры клубов по месту жительства, досуговых молодежных центров.
Всего в городе работает 31 клуб по месту жительства, в которых занимаются 3790 человек, в том числе 2765 детей в 28 клубах для детей и подростков. Физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства ведут 68 специалистов.
С 1999 года среди детей и подростков, занимающихся в клубах по месту жительства проводится городской Фестиваль детского спорта. В программу Фестиваля входят соревнования по 5 видам спорта (хоккей, футбол, настольный теннис, шашки, шахматы). Победители городского Фестиваля принимают участие в областных и российских соревнованиях. Команды квартальных клубов "Мечта", "Разведчик", "Рудничок", "Спартаковец" и другие неоднократно становились победителями и призерами областных соревнований на приз клуба "Кожаный мяч" и "Золотая шайба".
В рамках Всероссийского и областного конкурса проводится городской смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы, проходящий в два этапа: районный и городской.
Традиционно проводится смотр-конкурс "Лучшая хоккейная площадка". Комиссией оценивается состояние и оформление бортов, наличие и состояние оградительной сетки, ворот, освещения, раздевалок, качество льда. Конкурсной комиссией было отмечено, что катание на коньках среди населения пользуется большой популярностью и с каждым годом растет количество желающих заниматься этим активным видом отдыха, для которых предоставляется услуга по прокату коньков. Благодаря проведению этого конкурса многие хоккейные корты стали заливаться.
Достаточно большое внимание в Концепции было уделено увеличению количества ставок (не менее 100 человек) инструкторов-методистов (или организаторов физкультурно-оздоровительной работы) на производственных предприятиях. На момент окончания реализации Концепции на 30 предприятиях, в учреждениях и организациях города организованными формами досуга охвачены 27644 человека (17046 - в 2004 году). В соответствии с данными статистических отчетов отрасли "физическая культура и спорт" количество физкультурных работников по месту жительства (квартальные клубы) увеличилось на 10 единиц с 58 в 2004 году до 68 в 2007 году, количество работников физической культуры и спорта предприятий и организаций увеличилось на 25 единиц с 27 в 2004 году до 52 в 2007 году и количество тренеров-преподавателей по видам спорта увеличилось на 221 единицу с 33 в 2004 году до 254 в 2007 году.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия с трудящимися проводятся на спортивных сооружениях предприятий и образовательных учреждений. Среди общего количества коллективов наиболее ярко выделяются коллективы двух промышленных гигантов города: СК "Спутник" ОАО "НПК УВЗ" и спорткомплекс ОАО "НТМК", имеющие хорошие спортсооружения. Благодаря спортивно-оздоровительному комплексу "Металлург-Форум" металлурги имеют возможность для занятий физической культурой и спортом.
В коллективах функционируют группы здоровья, группы общей физической подготовки. Проводятся спартакиады, лыжные походы выходного дня, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, легкоатлетические эстафеты на призы районных газет, соревнования по лыжным гонкам, являющиеся 1-м этапом проведения массовых городских лыжных соревнований "Тагильская снежинка". Большой популярностью пользуются дни здоровья. Многие предприятия располагают восстановительными центрами, тренажерными залами и комнатами отдыха.
Под руководством комитета проходила Спартакиада "Бодрость и здоровье" среди работников предприятий малого и среднего бизнеса и Спартакиада среди предприятий городского хозяйства.
Постепенно улучшается работа по взаимодействию с частными организациями по организации физкультурно-спортивной работы. В частности, открыт клуб "Некоммерческое партнерство по греко-римской борьбе "Фортуна".
Из бюджета города выделено 650 тысяч рублей на приобретение спортивного инвентаря и участия детских команд в первенстве Свердловской области по футболу по 4-м возрастам. В 2007 году открыт современный фитнес-клуб "Боди Бест".
Еще одно направление Концепции - увеличение посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях в нашем городе.
Повышение массовости - это не только занятия в клубах и секциях, но и проведение спортивно-массовых мероприятий. Нельзя не отметить положительную тенденцию увеличения количества проведенных на территории города спортивных мероприятий и их участников. Так, по сравнению с 2004 годом количество соревнований различного ранга, проводимых на территории города Нижний Тагил, увеличилось на 149 (391 - в 2007 году, 368 - в 2006 году, 343 - в 2005 году, 242 - в 2004 году). Рост количества соревнований произошел за счет увеличения количества городских спортивно-массовых мероприятий. Что касается роста количества участников спортивно-массовых мероприятий, то увеличение составило 41502 человек по сравнению с 2004 годом (79348 человек - в 2007 году, 68481 человек - в 2006 году, 64526 - в 2005 году, 37846 - в 2004 году).
Таким образом, посещаемость спортивно-зрелищных мероприятий увеличилась на 47,7%.
Кузницей спортивного резерва являются 17 ДЮСШ и ДЮСШОР (в 2004 году их было 16), из них 13 являются муниципальными (4 СДЮСШОР и 9 ДЮСШ). Занимается в ДЮСШ 11572 (11063 в 2004 году) детей и подростков (на 509 человек больше, чем в 2004 году), из них 85,6% учащихся приходится на муниципальные школы. С ребятами работают 344 (328 в 2004 году) тренера-преподавателя по 37 видам спорта, из них 225 штатных. На сегодняшний день в детско-юношеских спортивных школах работает 9 заслуженных тренеров-преподавателей по 6 видам спорта (греко-римская борьба, легкая атлетика - 2 человека, бокс, тяжелая атлетика, плавание, кикбоксинг - 3 человека).
В связи с реструктуризацией ОАО "ВГОК" детско-юношеская спортивная школа данного предприятия с 2007 года передана в ведение областного подчинения, то есть на базе ведомственной СДЮСШОР создана областная СДЮСШОР "Аист".
С целью обеспечения команды мастеров по волейболу "Уралочка" тагильскими воспитанницами, в ноябре 2007 года была открыта специализированная муниципальная ДЮСШ с одноименным названием, которая стала 17-й по счету муниципальной детско-юношеской спортивной школой. Заключено соглашение о сотрудничестве между Администрацией города Нижний Тагил и АНО ПВК "Уралочка", согласно которому команда мастеров будет осуществлять финансовую поддержку по участию воспитанниц ДЮСШ в соревнованиях, приобретению формы, инвентаря и оборудования.
Приоритетным направлением в проводимой работе является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в отрасли "физическая культура и спорт".
К моменту окончания реализации Концепции количество педагогических работников муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности с высшим и средним специальным физкультурным образованием, по сравнению с началом реализации Концепции, увеличилось с 86 человек до 167 человек, и составляет 49,4% от общего количества педагогических работников муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР. Количество педагогических работников без специального образования снизилось с 37% в 2004 году до 29,5% в 2007 году. Такая позитивная тенденция объясняется несколькими причинами. Во-первых, на базе НТИ (филиал) УГТУ-УПИ и НТПК N 2 по специальности "физическая культура и спорт" несколько лет обучаются перспективные спортсмены за счет средств городского бюджета (по состоянию на 01.09.2009 осуществлен выпуск 46 специалистов, продолжают обучение 19 человек). Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Информационно-методический центр по физической культуре и спорту" получило лицензию Министерства общего и профессионального образования Свердловской области на право осуществления образовательной деятельности по четырем образовательным программам (3 программы повышения квалификации с нормативным сроком освоения 72 часа и 112 часов и одна программа профессиональной переподготовки с нормативным сроком освоения 512 часов). Около 60% от общего числа бюджетных работников отрасли "физическая культура и спорт" прошли и продолжают обучение по данным программам.
На основании вышеизложенного, можно считать все задания Концепции (основных направлений) развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" (2004-2007 годы)" выполненными в полном объеме.
4. Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил
За последние 10 лет основная задача комитета по физической культуре и спорту Администрации города (с января 2009 года - управление по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Нижний Тагил) заключалась в сохранении и развитии спорта высших достижений, массовой физической культуры, поэтому вся основная деятельность, прежде всего, была направлена на реализацию целевых программ развития того или иного вида спорта и спортивно-массовую работу.
Начиная с 2004 года развитие отрасли "физическая культура и спорт" в нашем городе осуществлялось в соответствии с Концепцией (основными направлениями) развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "город Нижний Тагил" (2004-2007 годы)".
Необходимо отметить, что подтверждением правильности выбранных направлений развития отрасли "физическая культура и спорт" в нашем городе является то, что в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 29.03.2006 года N 280-ПП "Об утверждении сетевых планов-графиков по реализации региональных компонентов приоритетных национальных проектов в сфере культуры и физической культуры и спорта в Свердловской области" приоритетными направлениями развития отрасли "физическая культура и спорт" в 2007-2008 годах являлись:
- развитие массового спорта;
- развитие материальной базы;
- поддержка спорта высших достижений.
Основой для занятий физической культурой и спортом является наличие спортивных сооружений.
Мониторинг строительства спортивных сооружений за период с 1999 года по 2008 годы (рисунок 1) показывает, что за данный период их количество неуклонно возрастало (с 509 до 946), прирост за десять лет составил 85,9%.
"Мониторинг строительства спортивных сооружений за период с 1999 по 2008 годы"
Обеспеченность тагильчан в целом по городу физкультурно-спортивными сооружениями в соответствии с социальными нормами по спортивным залам составляет 38,8% (по Свердловской области этот показатель составляет 49,2%). Однако сеть физкультурно-спортивных сооружений по районам распределяется неравномерно (таблицы N 1 и N 2). Так, в Дзержинском районе средний уровень обеспеченности спортивными залами равен 24,7% - самый низкий показатель по городу, в Ленинском районе этот показатель составляет 60,1% - самый высокий процент обеспеченности, в Тагилстроевском районе - 33,7%.
Таблица N 1
Уровень
обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями в целом по городу и по районам города (в %)
Районы |
% |
|
Дзержинский |
23,296 |
27,5 |
Ленинский |
21,700 |
19,2 |
Тагилстроевский |
25,800 |
12,0 |
по городу |
70,796 |
19,6 |
Таблица N 2
Обеспеченность
спортивными залами в целом по городу и по районам города в соответствии с социальными нормами
Районы |
% |
||
Дзержинский |
124900 |
995 |
24,7 |
Ленинский |
116100 |
1480 |
60,1 |
Тагилстроевский |
138700 |
1202 |
33,7 |
по городу |
379700 |
3677 |
38,8 |
Примечание:
Е - необходимая единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений города, чел.
Ес - единовременная пропускная способность всех физкультурно-спортивных сооружений города, чел.
С - численность населения города, чел.
Таким образом, проведенный анализ обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями города позволяет сделать следующие выводы:
- из всех районов города наиболее благополучное положение по этому показателю имеет Ленинский район, здесь есть резервы для интенсификации и оптимизации деятельности всей имеющейся сети физкультурно-спортивных сооружений;
- Дзержинский и Тагилстроевский районы нуждаются в экстенсивном развитии, а именно - строительстве дополнительного количества сооружений, особенно это касается таких микрорайонов, как ГГМ, Рудник им. Ill Интернационала.
При этом следует подчеркнуть низкий уровень материально-технического обеспечения всех физкультурно-спортивных сооружений города, особенно это касается спортивных залов и хоккейных кортов.
Общее количество физкультурных кадров в городе по состоянию на 1 января 2009 года составляет 1110 человек, из них 333 человека (30%) имеют высшее физкультурное образование и 174 человека (15,7%) - средне-специальное. В 2008 году в учреждения физической культуры и спорта после окончания высшего и средне-специального учебных заведений пришли работать 26 молодых специалистов (рисунки 2, 3, 4).
"Мониторинг количества штатных физкультурных работников за период с 1999 по 2008 годы"
"Мониторинг количества штатных физкультурных работников, имеющих высшее физкультурное образование, за период с 1999 по 2008 годы"
"Мониторинг штатных физкультурных работников, имеющих средне-специальное образование, за период с 1999 по 2008 годы"
По данным на 1 января 2009 года, количество педагогических работников муниципальных учреждений физкультурно-спортивной направленности с высшим и средним специальным физкультурным образованием увеличилось за последние десять лет с 407 в 1999 году до 507 человек в 2008 году, что составляет 45,7% от общего количества педагогических работников муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР. Несмотря на это, проблема заключается в том, что количество специалистов с физкультурным образованием в муниципальной системе учреждений физкультурно-спортивной направленности остается еще достаточно низким. Эту ситуацию можно объяснить тем, что в городе не было высшего учебного заведения, готовящего специалистов по физической культуре и спорту, а также тем, что большой процент тренеров-преподавателей имеют высшее педагогическое образование.
Анализ данных статистического отчета 1-ФК за 2008 год о численности и составе физкультурных кадров показывает, что в муниципальных организациях города Нижний Тагил, проводящих физкультурно-спортивную работу, занято 358 специалистов, из которых 158 человек, или 44,1% имеют высшее и среднее профессиональное физкультурное образование, 79 человек, или 22% - педагогическое образование и 107 человек, или 30% работников являются практиками, то есть не имеют профессионального образования.
Таким образом, в целом по городу специалистов отрасли "физическая культура и спорт", имеющих высшее и среднее специальное образование, недостаточно, из них, прежде всего, ощущается острая нехватка инструкторов-методистов для работы в клубах по месту жительства и на производственных предприятиях (примерно 140 человек), тренеров-преподавателей и учителей физической культуры.
В рамках разработки Концепции был проведен анализ общей и первичной заболеваемости всех возрастных категорий населения. Мониторинг уровня общей и первичной заболеваемости в городе среди взрослого населения, подростков и детей продемонстрирован на рисунках 5, 6 и 7.
"Мониторинг общей и первичной заболеваемости у взрослого населения за период с 1999 по 2008 годы"
"Мониторинг общей и первичной заболеваемости у подростков за период с 1999 по 2008 годы"
мониторинг общей и первичной заболеваемости у детей за период с 1999 по 2008 годы
Анализ представленных данных общей и первичной заболеваемости среди разных категорий населения позволяет сделать определенные выводы. В частности, в 1999 году общая заболеваемость взрослого населения была в 2 раза меньше по сравнению с детьми и подростками (906,2 случаев у взрослых против 1844,9 случаев у детей и 1778,4 случаев у подростков). В последние несколько лет произошло значительное увеличение общей заболеваемости среди взрослого населения и незначительное снижение этого показателя у подростков. Так, если у взрослого населения за исследуемый период общая заболеваемость увеличилась на 79,4%, у детей - на 35,4%, то у подростков этот показатель уменьшился на 6,5%. Аналогичная картина наблюдается по показателям первичной заболеваемости: у взрослого населения за период с 1999 по 2008 годы она увеличилась на 72,8%, у детей произошло увеличение на 36,3%, а у подростков наблюдается увеличение данного показателя на 1,4%.
По информации управления здравоохранения Администрации города, это может быть связано с тем, что отсутствовали серьезные эпидемии по гриппу и другим острым респираторным вирусным инфекциям среди детей и подростков, была усилена работа по вакцинопрофилактике среди этих категорий населения. Кроме того, в амбулаторно-поликлинических учреждениях выполняются медико-экономические стандарты наблюдения за детьми и подростками, проводится санитарно-просветительская работа по профилактике и предупреждению особо опасных инфекций и ежегодная диспансеризация.
В структуре заболеваемости среди всех слоев населения нашего города преобладают болезни органов дыхания, травмы и отравления. Ведущее место в смертности взрослого населения занимают сердечно-сосудистая патология и онкологические заболевания.
За период с 1999 по 2008 годы общая заболеваемость среди всех слоев населения увеличилась на 27,7%, а первичная - на 29,7%.
Если сравнить количество занимающихся физической культурой и спортом за период с 1999 по 2008 годы (рисунок 8) и динамику общей и первичной заболеваемости всех слоев населения за этот же период (рисунок 9), то получим следующую картину: в те годы, когда происходит резкое повышение общей и первичной заболеваемости, наблюдается спад количества занимающихся физической культурой и спортом. И, наоборот, в период увеличения количества занимающихся, заболеваемость снижается. Эта же закономерность была отмечена нами при разработке первого варианта Концепции развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил.
"Мониторинг количества занимающихся физической культурой и спортом за период с 1999 по 2008 годы"
"Мониторинг общей и первичной заболеваемости среди всех слоев населения за период с 1999 по 2008 годы"
Представленные данные свидетельствуют о том, что с ростом количества занимающихся физической культурой и спортом разных слоев населения происходит снижение случаев общей и первичной заболеваемости.
Проведенный анализ показывает, что, как и десять лет назад, основным направлением деятельности управления по физической культуре, спорту и туризму должно являться повышение массовости занятиями физической культурой, прежде всего среди взрослого населения, где произошло увеличение общей заболеваемости за исследуемый период почти в два раза. Следствием этого будет уменьшение заболеваемости в городе, как среди детского, так и среди взрослого населения. При этом оптимальным и приоритетным направлением здесь должно стать увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом на производственных предприятиях, предприятиях малого и среднего бизнеса, в учреждениях и организациях, в квартальных клубах по месту жительства населения (за счет открытия групп ОФП, оздоровительной и корригирующей гимнастики, оздоровительной ходьбы).
Для этого необходимо решить следующие проблемы:
1. Совершенствовать организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы в клубах по месту жительства, молодежных досуговых центрах, а также создавать условия для занятий физической культурой и спортом в них лицам, имеющим ограниченные возможности (инвалиды, пожилые люди и т.д.).
2. Дополнительно ввести ставки организаторов физкультурно-оздоровительной работы на производственных предприятиях, предприятиях малого и среднего бизнеса.
3. Предусмотреть мероприятия по привлечению средств из внебюджетных источников для финансирования физической культуры и спорта, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ развития спорта высших достижений и профессионального спорта в нашем городе показан: на рисунке 10 - мониторинг подготовки мастеров спорта международного класса за период с 1999 по 2008 годы, на рисунке 11 - мониторинг подготовки мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта за тот же период.
"Мониторинг подготовки мастеров спорта международного класса за период с 1999 по 2008 годы"
"Мониторинг подготовки мастеров спорта России и кандидатов в мастера спорта за период с 1999 по 2008 годы"
Представленные данные свидетельствуют о нестабильности количества подготовленных высококлассных спортсменов нашего города. Поэтому главная задача здесь - сохранить завоеванные позиции. Для достижения этого необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность тренеров-преподавателей, работающих с этой группой спортсменов посредством организации целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение их квалификации, подготовку и переподготовку, при этом главными ориентирами здесь являются: ориентация специалиста как личности (саморазвитие, самосовершенствование), индивидуализация учебно-тренировочного процесса, использование инновационных технологий.
Одним из важных показателей эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе является мониторинг количества занимающихся физической культурой и спортом.
Рисунок 12 свидетельствует о том, что в абсолютных значениях количество занимающихся физической культурой и спортом за период с 1999 года по 2008 год растет, но растет неравномерно. За исследуемый период в целом по городу количество занимающихся физической культурой и спортом возросло на 71,2% - с 34062 человек до 58329 человек (в среднем по 7% за календарный год). Наиболее высокие темпы прироста отмечены в 2001 и 2005 годах, когда произошло увеличение количества занимающихся в течение календарного года на 14,6% и 22,1% соответственно. Это можно объяснить тем, что в 2001 году в 6 детско-юношеских спортивных школах учредителем стал комитет по ФКиС (они перешли из Гороно), а в 2005 году были открыты 2 детско-юношеские спортивные школы - "Тагилстрой" и "Старый соболь".
"Мониторинг количества занимающихся физической культурой и спортом за период с 1999 по 2008 годы"
По данным статистической отчетности на 1 января 2009 года общее количество занимающихся физической культурой и спортом в Нижнем Тагиле составляет 58 тысяч 329 человек, что составляет 15,5% от общего числа жителей города (в среднем по России эта цифра по разным источникам варьирует в пределах от 11 до 13%).
В 1999 году по этому показателю наш город занимал последнее, 14-е место, в 2000 году - 11-е место, в 2001 - 8-е место, в 2002 - 9-е место, в 2003 году - 8-е место (явными лидерами здесь являются город Каменск-Уральский и город Лесной), в 2004 - 7-е место, в 2007 году - 6-е место, в 2008 году - 16 место. В среднем по Свердловской области на 01.01.2009 этот показатель составляет 15%.
Мониторинг финансовых расходов на душу населения, потраченных на физическую культуру и спорт в нашем городе, показан на рис. 13, который свидетельствует о том, что эти расходы из года в год повышаются (с 94 руб. в 1999 году до 563,6 руб. в 2008 году).
"Мониторинг финансовых расходов на душу населения в городе Нижний Тагил"
Данный показатель свидетельствует о том, что за период с 1999 по 2008 годы финансовые расходы на душу населения в нашем городе возросли практически в 6 раз (с 94 рублей до 563,6 рублей). Такое увеличение связано с тем, что в этот период, во-первых, начала реализовываться муниципальная целевая программа "Обучение плаванию учащихся 2-х классов общеобразовательных школ города Нижний Тагил", которая на 100% финансируется из муниципального бюджета, во-вторых, увеличилось количество ДЮСШ в городе, в-третьих, увеличилось количество проводимых соревнований, в-четвертых, возросло количество занимающихся физической культурой и спортом разных слоев населения, в-пятых, в 2003 году в нашем городе был пущен в строй физкультурно-оздоровительный комплекс "Металлург-Форум" и закончена реконструкция Дворца водного спорта спортивного клуба "Спутник".
5. Основные направления развития отрасли "физическая культура и спорт" в городе Нижний Тагил на 2010-2015 годы
Представленный анализ современного состояния физической культуры и спорта в нашем городе позволяет сделать определенные выводы.
Можно констатировать, что главными (приоритетными) направлениями физкультурно-спортивной деятельности управления по физической культуре, спорту и туризму на сегодня и на перспективу до 2015 года должны стать:
1. Повышение массовости занятиями физической культурой и спортом среди детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения нашего города.
2. Строительство, реконструкция и эксплуатация спортивных сооружений, в том числе многофункциональных хоккейных кортов, открытых спортивных площадок, тренажерных залов, межшкольных лыжных баз, стандартных спортивных залов и оборудование их соответствующим инвентарем и оборудованием.
3. Повышение спортивного мастерства спортсменов и подготовка спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и России.
4. Обеспечение управлением подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, работающих в государственных и негосударственных учреждениях отрасли "физическая культура и спорт", способных вести работу с учетом новых требований развития массового спорта, оздоровительной физической культуры, спорта высших достижений в новых условиях рыночных отношений.
5. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
6. Механизмы и основные мероприятия по реализации Концепции развития физической культуры и спорта в городе Нижний Тагил на 2010-2015 годы
Реализация данной Концепции предполагает:
1) Повышение массовости занятиями физической культурой и спортом среди детей, подростков, учащейся молодежи и взрослого населения нашего города посредством:
- увеличения количества жителей города, занимающихся физической культурой и спортом:
- за счет создания и восстановления коллективов физической культуры на предприятиях всех форм собственности посредством коллективных договоров;
- в клубах по месту жительства, в молодежных досуговых центрах за счет введения дополнительных ставок организаторов физкультурно-оздоровительной работы;
- более тесного взаимодействия с управлением образования для вовлечения детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- повышения зрелищности, привлекательности проведения спортивных мероприятий;
- совершенствования программно-методического, информационно-пропагандистского и медицинского обеспечения физической культуры и спорта среди детей, подростков, учащейся молодежи, а также взрослого населения;
- за счет организации занятий физической культурой и спортом для лиц, имеющих ограниченные возможности (инвалиды, пожилые люди и т.д.) на всех спортивных сооружениях города, независимо от их ведомственной принадлежности;
- привлечения общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья для участия в спортивно-массовых мероприятиях, проходящих на территории города Нижний Тагил, в качестве зрителей;
- за счет увеличения количества соревнований и спортивно-массовых мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья и количества участников в них;
- за счет взаимодействия с федерациями по видам спорта с целью активизации их работы;
- создания телевизионных и радиопрограмм, направленных на пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, профилактику негативных явлений среди детей, подростков и учащейся молодежи;
- упорядочения структуры управления системой физической культуры и спорта, создания в каждом районе города физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских клубов, спортивных центров, предлагающих на платной основе более комфортные условия и разнообразные спортивные услуги;
- создания необходимых условий для открытия новых (в том числе экстремальных) видов спорта;
- взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
- взаимодействия с ТОС, ТСЖ и управляющими компаниями по организации физкультурно-оздоровительной работы с населением по месту жительства;
- развития системы социального партнерства предприятий города и учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- привлечения внебюджетных источников для финансирования физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни.
2) Строительство, реконструкция и эксплуатация спортивных сооружений, в том числе многофункциональных хоккейных кортов, открытых спортивных площадок, тренажерных залов, межшкольных лыжных баз, стандартных спортивных залов и оснащение их соответствующим инвентарем и оборудованием:
- осуществления контроля за ходом строительства, оптимальной эксплуатации и реконструкции плоскостных спортивных сооружений (многофункциональных хоккейных кортов, открытых спортивных площадок, тренажерных залов, лыжных баз) в разных районах города, при этом приоритет должен быть предоставлен Гальяно-Горбуновскому массиву и Руднику им. Ill Интернационала в соответствии с планами мероприятий управления по физической культуре, спорту и туризму, учреждений физкультурно-спортивной направленности, предприятий и организаций города Нижний Тагил;
- продолжения реализации муниципальной целевой программы "Строительство объектов социальной сферы в городе Нижний Тагил на период 2009-2011 годы";
- строительство Ледового Дворца на Гальяно-Горбуновском массиве;
- строительство комплекса трамплинов на горе Долгой;
- проведение капитальных и текущих ремонтов спортивных сооружений учреждений физкультурно-спортивной направленности, как бюджетных, так и внебюджетных в соответствии с их планами;
- приобретение спортивного инвентаря и оборудования для оснащения спортивных сооружений;
- взаимодействие с управлением образования по разработке механизмов по предоставлению спортивных залов и площадок образовательных школ во внеурочное время для населения города (особенно в Центрах по организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения: N 1 на базе МОУ СОШ N 39 в Дзержинском районе, N 2 на базе МОУ СОШ N 30 в Ленинском районе, N 3 на базе МОУ СОШ N 81 в Тагилстроевском районе);
- активное использование ведомственных спортивных сооружений для занятий различных слоев населения города физической культурой и спортом;
- строительство внутриквартальных спортивных площадок по месту жительства (для настольного тенниса, баскетбола, волейбола, футбола), хоккейных кортов, их эксплуатация и содержание за счет средств ТСЖ, ТОС и управляющих компаний.
3) Повышение спортивного мастерства спортсменов и подготовка спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и России:
- реализация муниципальной целевой программы "Спортивное мастерство и подготовка спортивного резерва для сборных команд области и России в муниципальном образовании "город Нижний Тагил (2008-2011 годы)" в соответствии с планом мероприятий программы и с ее основными задачами:
- создание условий для развития инфраструктуры муниципальных и ведомственных ДЮСШ и СДЮШОР;
- обеспечение условий для развития материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки спортивного резерва для сборных команд области и России;
- создание условий для функционирования профессиональных команд;
- внедрение новых научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
- обеспечение условий для реабилитации, восстановления и оздоровления спортсменов высокой квалификации;
- организация информационного обеспечения спорта высших достижений (освещение в средствах массовой информации спортивных достижений членов основного и резервного составов сборных команд области и России по видам спорта, рекламное и наглядное обеспечение, целенаправленная пропаганда физической культуры и спорта и здорового образа жизни).
4) Обеспечение управлением подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров, работающих в государственных и негосударственных учреждениях отрасли "физическая культура и спорт", способных вести работу с учетом новых требований развития массового спорта, оздоровительной физической культуры, спорта высших достижений в новых условиях рыночных отношений:
- реализация муниципальной целевой программы "Кадры в системе учреждений физической культуры и спорта города Нижний Тагил (2008-2012 годы)" в соответствии с планом мероприятий программы и с ее основными задачами;
- обеспечение условий для повышения уровня профессиональной компетентности административно-управленческого, тренерско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- внедрение в учебно-тренировочный процесс инновационных технологий физического воспитания и спортивной тренировки;
- создание условий для закрепления кадров в системе учреждений физической культуры и спорта.
5) Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни:
- пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
- активное привлечение к пропаганде спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, общественных деятелей, ветеранов спорта, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом;
- проведение мероприятий по распространению передового опыта работы по развитию физической культуры и спорта;
- улучшение просветительско-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;
- совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;
- издание методических материалов и пособий;
- использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятий физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения.
7. Ожидаемые результаты реализации Концепции
- привлечение к массовым занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения (30% от общего числа жителей города);
- увеличение количества плоскостных спортивных площадок (хоккейных кортов (многофункциональных), открытых спортивных площадок, тренажерных залов) в разных районах города на 10 единиц;
- увеличение количества ставок (не менее 50 человек) инструкторов-методистов (или организаторов физкультурно-оздоровительной работы) в клубах по месту жительства и на производственных предприятиях;
- увеличение посещаемости спортивно-зрелищных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях в нашем городе на 25%;
- открытие аккредитованных и аттестованных муниципальных и частных учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- увеличение количества работников, имеющих высшее и среднее специальное физкультурное образование, до 65-70%;
- увеличение количества подготовленных разрядников и членов сборных команд области, России на 10%;
- увеличение численности тагильчан, занимающихся олимпийскими видами спорта и использующих их в организации активного досуга и здорового образа жизни, на 10-15%;
- увеличение количества учащихся спортивных школ города, участвующих в соревнованиях городского, областного, всероссийского и международного уровней по олимпийским видам спорта, на 20-25%;
- увеличение объема соревновательной деятельности спортсменов в 2 раза;
- повышение спортивного имиджа города Нижний Тагил на областных, всероссийских и международных аренах;
- увеличение числа лиц экономически активного населения и лиц старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях, на 10-15%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.