Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10451/09-С1
Дело N А50-11098/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2009 по делу N А50-11098/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЛК-Интернешнл" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению о возврате денежных средств от 29.01.2009 N 139ПрФ, в размере 10390000 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2009 (судья Саксонова А.Н.) заявленные обществом требования удовлетворены. Оспариваемые действия таможни признаны незаконными, суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных сборов в размере 10390000 руб. на расчетный счет общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 (судьи Риб Л.Х., Савельева Н.М., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, учитывая то обстоятельство, что таможенным органом производится весь предусмотренный законодательством перечень действий по таможенному контролю и таможенному оформлению товаров как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, таможенные сборы должны уплачиваться, соответственно, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с декабря 2005 г. по ноябрь 2006 г., с декабря 2007 г. по декабрь 2008 г. на таможне осуществлялось таможенное оформление нефтепродуктов различных наименований. Декларирование товаров производилось в таможенном режиме экспорта по процедуре периодического временного декларирования. Экспортером товара являлось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". Уплату таможенных платежей производило общество, являющееся лицом, ответственным за финансовое урегулирование внешнеторговой сделки.
Декларирование товаров производилось по временным таможенным декларациям с обязательством представления полной таможенной декларации в предусмотренные таможенным законодательством сроки.
После убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможню в период с 28.02.2006 по 29.11.2006, с 05.03.2008 по 16.12.2008 обществом были представлены полные таможенные декларации. При этом обществом таможенный сбор уплачивался как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации. Всего при подаче полных таможенных деклараций общество уплатило таможенные сборы в сумме 10390000 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами.
Полагая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление товара по полным таможенным декларациям является излишней, общество 29.01.2009 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 10390000 руб.
Таможня письмом от 06.02.2009 отказала обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, сославшись на положения п. 1 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее -Таможенный кодекс) и постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров".
Считая, что действия таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности действий таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, поскольку уплату таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций следует считать повторной, а также наличия оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 10390000 руб., удержанных за таможенное оформление полных таможенных деклараций.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в надлежащем размере. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации, при подаче которых за таможенное оформление товаров уплатило таможенные сборы в сумме 10390000 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 10390000 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, отказ таможни возвратить указанные излишне уплаченные таможенные сборы требованиям действующего таможенного законодательства не соответствует.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания незаконными действий таможни, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению о возврате денежных средств от 29.01.2009 N 139ПрФ, в размере 10390000 руб. являются правомерными.
При этом суды с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 10390000 руб., уплаченных за таможенное оформление полных таможенных деклараций.
Довод таможни, приведенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.07.2009 по делу N А50-11098/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10451/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника