Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10443/09-С1
Дело N А47-1703/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2009 по делу N А47-1703/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Маркушин А.В. (доверенность от 31.12.2008 N 10-51/200).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Южноуральская Горно-перерабатывающая Компания" (далее - общество, заявитель), участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения таможни, оформленного письмом от 29.12.2008 N 21-39/22473, и обязании таможенного органа возвратить заявителю излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 172500 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2009 (судья Хижняя Е.Ю.) заявленные обществом требования удовлетворены. Оспариваемое решение, изложенное в письме от 29.12.2008 N 21-39/22473, признано недействительным, суд обязал таможню произвести возврат обществу излишне уплаченных таможенных сборов в размере 172500 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, учитывая то обстоятельство, что декларирование товаров осуществляется как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, соответственно, таможенные сборы должны уплачиваться каждый раз в случае оказания таможенным органом "публичной услуги" - принятия (проверки и оформления) таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, общество в 2006-2008 гг. вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар, произведя его таможенное оформление в порядке периодического временного декларирования в соответствии со ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее -Таможенный кодекс).
При подаче временных периодических таможенных деклараций в количестве 25 штук обществом были уплачены таможенные сборы за таможенное оформление вывезенного товара в сумме 174500 руб. путем зачета таможенным органом авансового платежа, произведенного платежными поручениями.
После завершения вывоза товара на экспорт обществом в таможню представлены полные таможенные декларации в количестве 25 штук, при подаче которых таможней произведен зачет ранее уплаченных обществом авансовых платежей в сумме 172500 руб.
Считая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление товара по полным таможенным декларациям является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 24.12.2008 о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 172500 руб.
Таможня письмом от 29.12.2008 N 21-39/22473 отказала обществу в удовлетворении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных сборов в вышеуказанной сумме, указав при этом, что возврат (зачет) сумм таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, может осуществляться только на основании вступивших в законную силу решений судов, принятых по конкретным обращениям участников внешнеэкономической деятельности.
Считая отказ таможни в возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных сборов незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов требованиям действующего таможенного законодательства Российской Федерации, а также наличия оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 172500 руб., удержанных за таможенное оформление полных таможенных деклараций.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим п. 7 указанного постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
В силу ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров представило в таможню временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы за таможенное оформление товаров в надлежащем размере. После завершения вывоза товара общество в отношении тех же товаров представило в таможню полные таможенные декларации, при подаче которых таможней за таможенное оформление товаров из уплаченных обществом ранее авансовых платежей удержаны таможенные сборы в сумме 172500 руб.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку денежные средства в сумме 172500 руб. являются излишне уплаченными, соответственно, отказ таможни возвратить указанные излишне уплаченные таможенные сборы требованиям действующего таможенного законодательства не соответствует.
При таких обстоятельствах выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания решения таможни, оформленного письмом от 29.12.2008 N 21-39/22473, об отказе возвратить излишне уплаченные таможенные сборы в вышеназванной сумме недействительным являются правомерными.
При этом суды с учетом правильного применения положений Таможенного кодекса пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для обязания таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления возврата таможенных сборов в сумме 172500 руб., удержанных за таможенное оформление полных таможенных деклараций.
Довод таможни, приведенный в кассационной жалобе, о том, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы должны уплачиваться как при подаче временной, так и при подаче полной таможенной декларации, подлежит отклонению в связи с вышеизложенным.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2009 по делу N А47-1703/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 декабря 2009 г. N Ф09-10443/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника