Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 февраля 2009 г. N Ф09-10604/09-С1
Дело N А07-13669/2009
По-видимому, в реквизитах настоящего Постановления допущена опечатка. Дату следует читать как "28 декабря 2009 г."
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Лукьянова В.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения Чекмагушевская центральная районная больница Республики Башкортостан (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-13669/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан (далее - инспекция) от 18.06.2009 N 9-1413-2701-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 16.07.2009 (судья Асланов А.Р.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные требования об отмене оспариваемого постановления инспекции удовлетворить, ссылаясь на необоснованное неприменение судами ст. 2.9 Кодекса. По мнению учреждения, выявленные инспекцией в ходе проверки жилого дома N 23А по ул. Тракторная в с. Чекмагуш Республики Башкортостан нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), имеют несущественный характер. При этом для устранения недостатков обслуживания указанного жилого дома учреждением заключен договор от 11.06.2009 N 8 с подрядной организаций (обществом с ограниченной ответственностью "Чекмагушевское ПУЖКХ"). Кроме того, учреждение полагает, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении, поскольку им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил, что подтверждается фактом произведенного в 2008 г. капитального ремонта кровли данного жилого дома на сумму 822 400 руб.
Как следует из материалов дела, инспекцией 03.06.2009 на основании распоряжения от 29.05.2009 N 1413 проведена проверка соблюдения учреждением нормативных требований при эксплуатации и содержании жилого дома N 23А по ул. Тракторная в с. Чекмагуш Республики Башкортостан.
В ходе проверки указанного жилого дома инспекцией установлено несоблюдение учреждением требований Правил, выразившееся в следующем: имеются неисправности предохранителей (наличие неколиброванных плавких вставок (жучков)) в шкафу вводно-распределительного устройства; отсутствует принципиальная схема и маркировка входящей и отходящей линии шкафа вводно-распределительного устройства; отсутствуют запирающие устройства этажных электрощитков (п. 5.6.1, 5.6.2 Правил); подвальные помещения данного жилого дома захламлены бытовыми вещами, мусором (п. 4.1.15 Правил); имеется отслоение штукатурного и окрасочного слоя в лестничных клетках (п. 3.2.8 Правил); стыки панелей по фасаду здания негерметичны (п. 4.2.1.7 Правил); отсутствует теплоизоляция системы трубопроводов центрального отопления в подвальном помещении, а также отслоение окрасочного слоя узла управления, чем нарушен (п. 5.2.22 Правил); неисправно устройство для сушки белья, детских качелей; отсутствие окрасочного слоя малых архитектурных форм на дворовой территории (п. 3.5.11 Правил).
Данные нарушения требований Правил отражены инспекцией в акте проверки от 03.06.2009 N 9-1413-2701. Инспекцией выдано предписание от 03.06.2009 N СО-9 270066 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 03.06.2009 N 9-1413-2701-10 об административном правонарушении и вынесено постановление от 18.06.2009 N 9-1413-2701-15 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Считая указанное постановление инспекции незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения.
При этом апелляционный суд указал на отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 7.22 Кодекса нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа.
Из смысла данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно п. 3.5 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано: эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые произведенные расходы по улучшению имущества.
В соответствии с условиями контракта от 20.03.1997 N 16 учреждению Чекмагушевским районным комитетом по управлению имуществом в оперативное управление передан жилой дом N 23А по ул. Тракторная в с. Чекмагуш Республики Башкортостан.
Таким образом, учреждение является лицом ответственным за соответствие технического состояния спорного жилого дома требованиям действующего законодательства.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда определены Правилами.
Также порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Суды, правильно применив, указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности, установили, что учреждением нарушены требования п. 3.2.8, 3.5.11, 4.1.15, 4.2.1.7, 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2 Правил и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 Кодекса.
Кроме того, судами верно указано на наличие вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку при наличии возможности учреждением не были приняты все зависящие от него меры необходимых для соблюдения данных требований Правил.
Доказательств обратного учреждением в материалы дела не представлено.
Кроме того, из положений ст. 2.9 Кодекса и п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что освобождение лица от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности является правом, а не обязанностью суда. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства дела.
Апелляционный суд с учетом правильного применения указанных норм права, а также конкретных обстоятельств совершения учреждением административного правонарушения, не установил в данном случае оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным.
Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2009 по делу N А07-13669/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения Чекмагушевская центральная районная больница Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2009 г. N Ф09-10604/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника