Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф09-9963/09-С1
Дело N А76-11943/2009-61-209
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Василенко С.Н., судей Лимонова И.В., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2009 по делу N А76-11943/2009-61-209 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Прокурор Уйского района Челябинской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 10.07.2009 (судья Тиунова Т.В.) заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение (толкование) судами норм федерального классификационного каталога отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Общество указывает на отсутствие в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку вывозимые им отходы ни к одному из классов опасности не относятся, следовательно, необходимости получения лицензии на осуществляемую обществом деятельность не имеется. Кроме того, заявитель ссылается на то, что вывоз отходов не является его основной (самостоятельной) деятельностью.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Уйского района 12.05.2009 проведена проверка соблюдения обществом законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности на территории Уйского района Челябинской области.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов без специального разрешения (лицензии), несмотря на то, что наличие такого разрешения (лицензии) является обязательным.
По результатам проверки прокурор вынес постановление от 05.06.2009 о возбуждении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
На основании указанного постановления и иных материалов проверки прокурор, руководствуясь ст. 23.1 Кодекса, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб., суды исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 2 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В силу подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество оказывало юридическим лицам услуги по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, относящихся к 4 классу опасности, в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Так, общество для реализации деятельности по транспортировке и размещению опасных отходов и с целью получения прибыли заключило следующие договоры: договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2009 N 34, договор на исполнение заказа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов до 01.02.2009 N 8, договор на вывоз мусора от бытовых помещений от 01.01.2009 N 5.
Предметом договора на исполнение заказа на услуги по вывозу твердых бытовых отходов от 01.02.2009 N 8, заключенного обществом с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Уйского района" (заказчик), является передача заказчиком функций на вывоз твердых бытовых отходов от многоквартирных жилых домов с. Уйское (п. 1.1).
Согласно договору на вывоз мусора от бытовых помещений от 01.01.2009 N 5, заключенному обществом (исполнитель) и отделением по Уйскому району Управления Федерального казначейства по Челябинской области (заказчик), заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению заказчику следующих услуг: вывоз мусора от бытовых помещений несортированного по мере накопления (п. 1.1).
По договору на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.01.2009 N 34, заключенному обществом (исполнитель) с Управлением Федеральной регистрационной службой по Челябинской области (заказчик), исполнитель обязуется предоставить услуги по вывозу твердых бытовых отходов, а заказчик обязуется оплатить предоставленные услуги.
Из материалов дела следует, что за вывоз опасных отходов общество с января 2009 г. и по 08.05.2009 получило прибыль в размере 55 040 руб. (л.д. 15-23).
При этом лицензии, необходимой для осуществления данного вида деятельности, у общества не имеется.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы (вышеназванные договоры, объяснения директора общества, объяснения охранника свалки, платежные поручения), фактические обстоятельства дела в совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Судами установлено отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер по получению соответствующей лицензии.
При названных обстоятельствах выводы судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в том числе вины общества в его совершении являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный Кодексом, соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса, не истекли, наказание обществу судом первой инстанции назначено в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 14.1 Кодексом, в минимальном размере.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что вывоз отходов не является его основной (самостоятельной) деятельностью, и поэтому в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанная деятельность осуществляется обществом с целью получения прибыли, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой за 2009 г. на получение доходов от транспортных услуг по вывозу твердых бытовых отходов от юридических лиц на сумму 55 040 руб. от 08.05.2009 N 17 (л.д. 15) и платежными поручениями.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, так как направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2009 по делу N А76-11943/2009-61-209 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2009 г. N Ф09-9963/09-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника