Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 декабря 2009 г. N Ф09-10399/09-С6
Дело N А60-11339/2009-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее -регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2009 по делу N А60-11339/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
регистрационной службы - Левит A.M. (доверенность от 25.09.2009 N 08-19/675);
государственного учреждения Отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Октябрьского района (далее - отдел вневедомственной охраны) - Мусаварова Н.Ю. (доверенность от 01.04.2009 N 291).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 21.12.2009 на 14 ч 30 мин, был объявлен перерыв до 09 ч 15 мин 24.12.2009.
После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей:
регистрационной службы - Поташева Е.Е. (доверенность от 25.09.2009 N 08-19/678);
отдела вневедомственной охраны - Мусаварова Н.Ю. (доверенность от 01.04.2009 N 291).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к регистрационной службе с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601039:48, площадью 1352 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 222, выраженного в письме от 04.02.2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены отдел вневедомственной охраны, администрация г. Екатеринбурга.
Решением суда от 13.07.2009 (Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены, отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601039:48 площадью 1352 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 222, выраженный в письме от 04.02.2009, признан недействительным. На регистрационную службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения указанной государственной регистрации права.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 (судьи Зеленина Т.Л., Глотова Г.И., Карпова Т.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 3.1, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 13, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель не согласен с выводами судов о том, что право собственности на земельный участок Российской Федерации возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю. Поскольку Российская Федерация не является собственником всего здания, расположенного на неделимом земельном участке, заявитель полагает, что в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации приобретение данного земельного участка возможно в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, с учетом долей в праве собственности на здание. Заявитель считает, что отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным, так как вынесен на основании действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу отдел вневедомственной охраны просит оставить ее без удовлетворения, считает судебные акты законными и обоснованными.
Как установлено судами, согласно свидетельству о праве пользования на землю от 19.01.1993 Отделу вневедомственной охраны Октябрьского Отдела внутренних дел на основании решения исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов от 12.04.1989 N 164-п для строительства здания пункта централизованной охраны на 2600 номеров отведен земельный участок площадью 900 кв. м по ул. Луначарского.
Законченный строительством объект - шестиэтажное здание ПЦО было принято в эксплуатацию по акту от 30.06.1994 N 66.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 04.09.2003 следует, что муниципальному образованию город Екатеринбург на праве собственности принадлежат нежилые помещения: на четвертом этаже помещения N 1-20, на пятом этаже помещения N 1-19, общей площадью 466,3 кв. м в строении, литера А, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 222.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.11.2006 нежилые помещения: подвал - помещения на плане N 1-16, помещения N 1-24 на первом этаже, помещения N 1-22 на втором этаже, помещения N 1-22 на третьем этаже, помещения N 1-22 на шестом этаже, антресоль - помещения N 1-2, общей площадью 1104 кв. м в указанном строении принадлежат на праве собственности Российской Федерации. Данные помещения переданы в оперативное управление отделу вневедомственной охраны.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.12.2008 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования отдела вневедомственной охраны на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601039:48 площадью 1352 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 222.
Территориальное управление 10.12.2008 обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
В письме от 04.02.2009 регистрационная служба отказала территориальному управлению в проведении государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, сославшись на наличие записей о государственной регистрации права собственности муниципального образования город Екатеринбург на часть помещений в здании, расположенном на спорном земельном участке, и на часть помещений - права собственности Российской Федерации.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, территориальное управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный выше земельный участок незаконным, суды исходили из следующего.
Абзацем 10 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Статьей 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (п. 5 ст. 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Статьей 30.1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, для государственной регистрации представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу). Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601039:48 площадью 1352 кв. м предоставлен отделу вневедомственной охраны на праве постоянного (бессрочного) пользования, данное право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство от 31.12.2008) и не прекращено, суды обоснованно применили вышеуказанные нормы права и признали отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ незаконным.
Довод заявителя о том, что в здании, находящемся на спорном земельном участке, часть помещений находится в муниципальной собственности, в связи с чем подлежит применению п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку спорный земельный участок подлежит государственной регистрации в качестве собственности Российской Федерации в порядке разграничения государственной собственности на землю.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2009 по делу N А60-11339/2009-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2009 г. N Ф09-10399/09-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника