Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 декабря 2009 г. N Ф09-10492/09-С4
Дело N А07-3315/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Крюкова А.Н., судей Матанцева И.В., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по делу N А07-3315/2009 по иску Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 38 (далее - уполномоченный орган) по Республике Башкортостан к администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - администрация), третье лицо - муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (далее - предприятие "Теплосеть"), о взыскании 29970000 руб. в порядке субсидиарной ответственности.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации -Гафаров P.P. (доверенность от 30.04.2009 N 1080).
Другие лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.
Уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к администрации о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 29970000 руб. задолженности по обязательствам должника перед кредиторами.
Определением от 07.05.2009 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора, привлечено предприятие "Теплосеть".
Решением суда от 21.07.2009 (судья Полтавец М.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (судьи Бояршинова Е.В., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда от 21.07.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить решение суда первой инстанции от 21.07.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.09.2009 и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что на основании постановления администрации от 04.08.2006 N 744 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" собственником его имущества изъята большая часть основных средств, переданных предприятию на праве полного хозяйственного ведения, что привело к затруднительности осуществления предприятием его основной деятельности, к значительному сокращению доходов, увеличению убытков, росту кредиторской задолженности и, как следствие, к банкротству предприятия. Названные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для возложения на администрацию субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия на основании п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Как следует из материалов дела, предприятие "Теплосеть" создано по распоряжению Совета Министров БАССР от 11.10.1973, приказа N 305 от 15.10.1973 по объединению "Баштеплоэнерго" и является правопреемником государственного унитарного предприятия "Теплосеть" Республики Башкортостан. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.
Постановлением администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 04.08.2006 N 744 "О реорганизации муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" предприятие было реорганизовано путем выделения из него муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (далее - предприятие "Тепловые сети"), из хозяйственного ведения предприятия "Теплосеть" изъяты и переданы в хозяйственное ведение предприятия "Тепловые сети" котельные, пункт учета тепла, кислородная будка, центральные тепловые пункты остаточной стоимостью 98428410 руб. 90 коп.
По заявлению открытого акционерного общества "Мелеузовское ремонтно-техническое предприятие" в отношении предприятия "Теплосеть" определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2006 по делу N А07-25422/2006 введена процедура наблюдения.
Определением суда от 26.02.2007 требования кредитора Федеральной налоговой службы включены в реестр требований кредиторов предприятия "Теплосеть" по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в размере 35446470 руб. 50 коп.
Решением суда от 19.04.2007 предприятие "Теплосеть" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением от 14.05.2009 конкурсное производство продлено до 19.10.2009.
Согласно отчету конкурсного управляющего в реестр требований кредиторов включены обязательства на общую сумму 63749040 руб. 15 коп., стоимость имущества должника, вошедшего в конкурсную массу, составляет 33778847 руб. 40 коп., следовательно, по мнению налогового органа, разница между размером обязательств и стоимостью имущества предприятия "Теплосеть" составляет 29970192 руб. 75 коп.
Поскольку собственником имущества предприятия "Теплосеть" является администрация, уполномоченный орган на основании ст. 56, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" обратился в арбитражный суд с заявлением о возложении на администрацию субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами в сумме 29970192 руб. 75 коп.
В соответствии с п. 5 ст. 129 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим пунктом, определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации - должника.
Согласно п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности рассматриваются иски конкурсных управляющих о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по его денежным обязательствам и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей. В тех случаях, когда указанные лица не были привлечены к субсидиарной ответственности в таком порядке, соответствующие исковые требования могут быть предъявлены к ним каждым кредитором или уполномоченным органом (п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что субъектом, обладающим правом предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства, является конкурсный управляющий.
С учетом изложенного до завершения конкурсного производства иск о привлечении лиц, указанных в п. 4 ст. 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" вправе предъявить конкурсный управляющий. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться с соответствующим иском только после завершения конкурсного производства (при условии, что конкурсный управляющий не сделал этого ранее).
Таким образом, поскольку до завершения конкурсного производства уполномоченный орган не наделен полномочиями на обращение в арбитражный суд с заявлением о возложении ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами на собственника его имущества в субсидиарном порядке, то вывод суда апелляционной инстанции о неправомерности обращения налогового органа, являющегося кредитором предприятия, с таким заявлением является правильным.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в иске уполномоченного органа о взыскании с администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности 29970000 руб. задолженности по обязательствам предприятия "Теплосеть" перед кредиторами.
Доводы заявителя кассационной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как иск подан ненадлежащим истцом.
Нарушений норм процессуального и материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций и влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации их отмену, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2009 по делу N А07-3315/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2009 г. N Ф09-10492/09-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника