Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 января 2010 г. N Ф09-10670/09-С2 по делу N А71-5035/2009А28
Дело N А71-5035/2009А28
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сухановой Н.Н., судей Артемьевой Н.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2009 по делу N А71-5035/2009А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Богданова А.А. (доверенность от 11.01.2010 N 4);
индивидуального предпринимателя Хабаху Э.А. (далее - предприниматель, налогоплательщик) Мачарашвили И.Г. (доверенность от 30.12.2009).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 10.02.2009 N 13-11/23.
Решением суда от 10.07.2009 (судья Лепихин Д.Е.) оспариваемое решение инспекции признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс), кроме привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 126 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 (судьи Голубцов В.Г., Грибиниченко О.Г., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит оспариваемые судебные акты отменить в части признания незаконным решения налогового органа. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права и полагает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование жалобы налоговый орган указывает, что им установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика. По мнению инспекции, документы, представленные предпринимателем по взаимоотношениям с обществом с ограниченной ответственностью "Супер Сенчури" (далее - общество "Супер Сенчури", контрагент) не могут быть приняты в обоснование уменьшения доходов при исчислении налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единого социального налога (далее - ЕСН), поскольку содержат недостоверную информацию, оформлены без реального осуществления финансово-хозяйственной деятельности с данной организацией и не доказывают реальность сделки по приобретению векселей у данного общества.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 гг.
В ходе проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что предприниматель неправомерно включил в затраты расходы по приобретению векселей у общества "Супер Сенчури" в сумме 424415899 руб., поскольку они документально не подтверждены и деятельность по реализации векселей данное общество фактически не осуществляло. Указывая при этом, что контрагент налогоплательщика относится к "проблемным", подписи в договорах купли-продажи векселей, расходных кассовых ордерах выполнены лицом, выступающим по доверенности от директора общества "Супер Сенчури", недостоверны, а организации, от которых поступали денежные средства на расчетный счет общества "Супер Сенчури", имеют признаки "фирм-однодневок". Деятельность по реализации векселей произведена с целью создание видимости расчетов, носит формальный характер. Таким образом, инспекция исключила из состава расходов налогоплательщика затраты на приобретение векселей у "Супер Сенчури".
По результатам проверки составлен акт от 11.01.2009 и вынесено решение от 10.02.2009 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в сумме 11034813 руб. 20 коп. за неуплату НДФЛ., ЕСН в сумме 1697663 руб. 60 коп., предложено уплатить недоимку и пени по указанным налогам.
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды, удовлетворяя требования предпринимателя, пришли к выводу о том, что налоговым органом не представлено надлежащих доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентом согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, равно как и доказательств создания им условий для уменьшения налогового бремени.
Выводы судов правильные, соответствуют материалам дела.
Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса (в том числе - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В силу п. 3 ст. 237 и п. 5 ст. 244 Кодекса расчет ЕСН по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением.
На основании п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом налоговый орган вправе отказать в признании понесенных налогоплательщиком затрат расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, если сумма данных затрат не подтверждена надлежащими документами либо выявлены иные обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Из вышеизложенного следует, что вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
Вместе с тем на налогоплательщике лежит бремя доказывания факта и размера понесенных расходов, а также связи между понесенными расходами и полученными от предпринимательской деятельности расходами.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в обоснование понесенных затрат, а также в подтверждение фактов совершения реальных хозяйственных операций предпринимателем в расходы за 2006 год включена стоимость векселей эмитента УП-Банк (ОАО) в сумме 424415899 руб., приобретенных у общества "Супер Сенчури". В обоснование правомерности расходов на приобретение векселей в материалы дела представлены договоры купли-продажи векселей от 22.09.2006, 08.09.2006, 25.09.2006, акты приема-передачи векселей от 01.09.2006, 31.08.2006, факт оплаты векселей подтверждается расходно-кассовыми ордерами от 24.08.2006, 25.09.2006 и др.
Доказательств, опровергающих факты совершения сделок по реализации векселей, налоговым органом в нарушение требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, кроме того получение дохода от реализации векселей при исчислении налоговой базы по НДФЛ и ЕСН инспекцией установлено и отражено в решении налогового органа.
При таких обстоятельствах выводы судов о недоказанности налоговым органом совершения предпринимателем действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, путем неправомерного завышения расходов и представление налогоплательщиком в подтверждение приобретения векселей для целей реализации в рамках осуществления предпринимательской деятельности являются правомерными.
Иные доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.07.2009 по делу N А71-5035/2009А28 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 1 абз. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей исчисления налога на прибыль.
По мнению налогового органа, предприниматель не вправе учесть в составе профессиональных вычетов по НДФЛ расходы, связанные с приобретением векселей, т.к. представленные документы не подтверждают реальность совершенной сделки, подписи в договорах купли-продажи векселей, расходных кассовых ордерах выполнены лицом, выступающим по доверенности от директора ООО "С", недостоверны.
Суд с позицией налогового органа не согласился.
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Суд, исследовав документы, представленные налогоплательщиком в подтверждение приобретения векселей для целей реализации в рамках осуществления предпринимательской деятельности, пришел к выводу, что отсутствуют доказательства совершения налогоплательщиком и его контрагентом согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.
В обоснование правомерности включения в состав профессионального вычета по НДФЛ расходов на приобретение векселей предприниматель представил договоры купли-продажи векселей, акты приема-передачи векселей. Факты оплаты векселей подтверждается расходно-кассовыми ордерами. Доказательств, опровергающих факты совершения сделок по реализации векселей, налоговым органом не представлено. Кроме того, налоговый орган установил факт получения дохода от реализации векселей при исчислении налоговой базы по НДФЛ.
Учитывая вышеизложенное, суд признал недоказанным вывод налогового органа о неправомерном завышении предпринимателем расходов при исчислении НДФЛ.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2010 г. N Ф09-10670/09-С2 по делу N А71-5035/2009А28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника