Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 января 2010 г. N Ф09-10688/09-С1 по делу N А50-15783/2009
Дело N А50-15783/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2009 по делу N А50-15783/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Пермская научно-производственная приборостроительная компания" (далее - общество) - Пирожкова Н.Н. (доверенность от 30.12.2009).
Представители таможни, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 09.06.2009 N 10411000-317/2009 по делу об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 17.08.2009 (судья Щеголихина О.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 (судьи Савельева Н.М., Осипова С.П, Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами ч. 1 ст. 16.2 Кодекса и положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс). В обоснование жалобы таможня также указывает на то, что из акта N 37 о списании изделий, замененных при ремонте гиросекций, не следует, что отходы переработки подверглись каким-то операциям, в результате которых были переработаны в непригодное состояние для их дальнейшего коммерческого использования, в связи с чем таможня полагает, что обществом неправомерно в нарушение ст. 15 Таможенного кодекса списаны отходы переработки в изолятор брака и не уплачены таможенные пошлины.
Как следует из материалов дела, в соответствии с грузовой таможенной декларацией (далее - ГТД) N 10411050/060808/0000993 общество произвело декларирование в режиме переработки на таможенной территории частей гирокомпаса - гиросекции ПИКВ.469.117.001-02 в количестве 31 шт.
Первоначально заявленный срок переработки установлен таможней 20.02.2009. На основании заявления общества срок переработки продлен таможней до 20.04.2009. После завершения ремонта части гирокомпаса в качестве продуктов переработки были вывезены с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10411050/131008/0001342, 10411050/201008/0001374, 10411050/271108/0001574, 10411050/231208/0001732, 10411050/140109/0000015.
Общество представило 15.04.2009 в таможню Формуляр выверки продуктов переработки, отходов и остатков в соответствии с разрешением на переработку N 10411050/060808/0000993, в таблицах N 3 и N 5-Б которого были поименованы и заявлены как не подлежащие декларированию отходы переработки.
К формуляру обществом был приложен акт N 37 о списании изделий, замененных при ремонте гиросекций. Согласно указанному акту отходы переработки: гироскоп ГВК-6Г в количестве 31 шт., датчик момента ДМ-20Г в количестве 24шт., акселерометр AT1104 в количестве 16 шт., контактная группа ГК-11Г в количестве 12 шт., упор в количестве 24 шт., резистор Р1 в количестве 2 шт., были признаны комиссией непригодными, не подлежащими ремонту и восстановлению, списаны и сданы в металлолом.
Полагая, что обществом не представлены надлежащие документы, свидетельствующие о переработке отходов (остатков) в состояние непригодное для их коммерческого использования, таможня пришла к выводу о необходимости декларирования обществом отходов и уплаты в отношении них таможенных пошлин на основании ст. 183 Таможенного кодекса.
Поскольку обществом отходы переработки не были задекларированы, таможней в отношении общества 27.04.2009 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и протокол от 27.05.2009 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
Постановлением таможни от 09.06.2009 N 10411000-317/2009 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 106322 руб. 53 коп.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу положений подп. 1, 15 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество; декларантом является лицо, которое декларирует товары, или от имени которого декларируются товары.
Согласно п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Кодексом.
На основании ст. 123, 124 Таможенного кодекса товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183 , 184, 247, 391 названного Кодекса. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения о товарах, в частности, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Из п. 1 ст. 320 Таможенного кодекса следует, что лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.
Пунктом 1 ст. 183 Таможенного кодекса установлено, что в отношении отходов, образовавшихся в результате переработки товаров на таможенной территории, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию.
При этом остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории; в отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии (п. 1, 2 ст. 184 Таможенного кодекса).
В п. 10 Особенностей заполнения формуляра выверки продуктов переработки, отходов и остатков, содержащихся в Приложения N 3 к Правилам совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории, утвержденных приказом Государственного таможенного комитет Российской Федерации от 04.03.2004 (зарегистрирован в Минюсте России 29.03.2004 N 5694) указано, что если в отношении отходов не уплачивались таможенные пошлины и налоги, то к формуляру выверки продуктов переработки прикладывается в письменной форме информация о том, что отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, с указанием их наименования, кода по ТН ВЭД России и количества.
Таким образом, из положений вышеуказанных норм следует, что на общество (декларант в настоящих отношениях) возложена обязанность по декларированию спорных отходов.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию.
При рассмотрении дела суды установили, что обществом в результате совершения операций по переработке ввезенного на территорию Российской Федерации товара в процессе ремонта гиросекций были заменены пришедшие в негодность изделия, которые были поименованы и заявлены как не подлежащие декларированию отходы переработки.
Исследовав и оценив в соответствии с нормами ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела документы (ГТД N 10411050/060808/0000993, Формуляр выверки продуктов переработки, отходов и остатков в соответствии с разрешением на переработку N 10411050/060808/0000993, акт о списании N 37, требование-накладную N 243 на вывоз стального лома, справку о весе и стоимости сданных в металлолом отходов переработки), суды пришли к обоснованному выводу о том, что обществом представлена достаточная информация, свидетельствующая об отсутствии оснований для декларирования изделий, пришедших в негодность в процессе ремонта гиросекций.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможни о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, - имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.08.2009 по делу N А50-15783/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 января 2010 г. N Ф09-10688/09-С1 по делу N А50-15783/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника