Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 января 2010 г. N Ф09-10984/09-С5 по делу N А50-9959/2009
Дело N А50-9959/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкасской Г.Н., судей Васильченко Н.С., Макарова В.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Заместителя прокурора Пермского края (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2009 по делу N А50-9959/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства финансов Пермского края (далее - министерство) - Микова С.А. (доверенность от 29.12.2009);
прокурора - Войнова О.А. (удостоверение N 085426);
открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (далее - Сбербанк России) - Перевалов М.П. (доверенность от 29.12.2009).
Заместитель прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к министерству, Сбербанку России о признании недействительными открытого конкурса для размещения государственного контракта на оказание услуги по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах высокого уровня качества и имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности, проведенного 23.12.2008 министерством, государственного контракта от 12.01.2009 N 1, заключенного ответчиками (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.08.2009 (судья Яринский С.А.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 (судьи Мещерякова Т.П., Осипова С.П., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение ст. 22, 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). По мнению заявителя кассационной жалобы, в конкурсной документации в нарушение положений Закона N 94-ФЗ установлены незаконные требования к участникам конкурса - о предоставлении гарантии возврата средств бюджета, наличии собственного капитала в размере 50000000000 руб., а в качестве критериев оценки заявок участников - качество оказываемой услуги, гарантия качества оказываемой услуги, цена государственного контракта, тогда как в силу Закона N 94-ФЗ главным критерием оценки заявок является цена контракта.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, министерством проведен открытый конкурс по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах.
Согласно конкурсной документации предметом конкурса являлось оказание услуги по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах в сумме 1000000000 руб., сроком размещения - 31 день.
В качестве критериев на участие в конкурсе в конкурсной документации указаны: качество оказываемой услуги, гарантия качества оказываемой услуги (финансово- кредитная стабильность) и цена государственного контракта.
В соответствии с условиями конкурсной документации критерий "гарантия качества оказываемой услуги (финансово - кредитная стабильность)" предполагает наличие гарантии возврата средств бюджета Пермского края, размер которой рассчитывается по формуле и определяется для каждого участника конкурса. В результате произведенного расчета наибольшее количество баллов получает участник, имеющий собственный капитал в размере 50 млрд. руб.
На участие в конкурсе подано 15 заявок. По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе для размещения государственного заказа на оказание услуг по размещению в 2009 году временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах приняты решения о допуске к участию в конкурсе по лоту N 2 - ОАО "Промсвязьбанк", ЗАО "Банк Русский Стандарт", ОАО "Уральский банк реконструкции и развития", ОАО "Альфа-Банк", Сбербанк России, ООО "КБ "Юниаструм Банк", ОАО АКБ "Росбанк", ОАО "Меткомбанк".
Оценив и сопоставив заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсная комиссия признала победителем по конкурсу по лоту N 2 - Сбербанк России. Данное решение оформлено протоколом от 23.12.2008 N 3.
На основании протокола от 23.12.2008 N 3 между министерством (заказчик) и Сбербанк России (исполнитель) заключен государственный контракт от 12.01.2009 N 1 о размещении временно свободных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах, которым определяется порядок взаимодействия сторон, установления прав, обязанностей и ответственности каждой из сторон при заключении между заказчиком и исполнителем договоров банковского депозита, а также исполнении обязательств сторон по заключенным договорам. Срок размещения временно свободных денежных средств не может быть ранее 01.01.2009 и позднее 25.11.2009 (п. 2.2 государственного контракта).
Обращаясь в порядке, предусмотренном ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд с рассматриваемым иском, прокурор сослался на то, что включение в конкурсную документацию критерия "гарантия качества оказываемой услуги (финансовая кредитная стабильность)" изначально поставило определенных участников конкурса в приоритетное положение и создало для них преимущества вне зависимости от сделанного предложения о цене контракта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ.
В силу п. 2, 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика. Не допускается включать в конкурсную документацию, в том числе и в форме требований к качеству услуг требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена названным Законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта и иных критериев, являются - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 1.1, 6 ч. 4 ст. 28 названного Закона).
На основании п. 1 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Действие названной статьи не распространяется на Российскую Федерацию и субъекты Российской Федерации, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 2 в редакции Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ).
Установив с учетом решения Ленинского районного суда г. Перми от 11.09.2008, что Пермский край не получал дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, суды в силу п. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации пришли к выводу о правомерности размещения бюджетных средств Пермского края на банковских депозитах.
В силу п. 2 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за обеспечение возврата средств соответственно в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 48 Закона Пермского края от 12.10.2007 N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае" порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах определяется Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 N 290-п утвержден Порядок размещения временно свободных денежных средств бюджета Пермского края на банковских депозитах кредитных организаций, имеющих высокую степень финансово-кредитной стабильности на 2009 год (далее - Порядок размещения временно свободных денежных средств).
В качестве обязательного показателя для оценки качества и гарантии качества услуги по размещению временно свободных денежных средств на банковских депозитах при определении победителя открытого конкурса Порядок размещения временно свободных денежных средств установил - наличие гарантии возврата средств бюджета Пермского края, размер которой определяется по формуле как отношение собственного капитала финансовой организации к пятидесятикратному объему депозита по рассматриваемому лоту и объему денежных средств по ранее выигранным участником лотам (п. 2.5.1 названного Порядка).
Оценив конкурсную документацию, а также доводы и возражения сторон по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что включенный в конкурсную документацию критерий "гарантия качества оказываемой услуги (финансово-кредитная стабильность)" соответствует установленному в п. 6 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ критерию "объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг", а приведенная в конкурсной документации формула расчета соответствует порядку расчета, установленному постановлением Правительства Пермского края от 23.11.2007 N 290-п.
При этом суды исходили из того, что определенные в конкурсной документации критерии оценки степени финансово-кредитной стабильности кредитных организаций, рассчитываемые с учетом размера собственного капитала финансовой организации и положительной репутации финансовой организации в части полноты и своевременности исполнения обязательств по ранее заключенным депозитным сделкам, позволяют обеспечить гарантии возвратности средств бюджета Пермского края, в том числе за счет собственного капитала кредитной организации.
Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Не установив нарушений правил, определенных Законом N 94-ФЗ, при проведении оспариваемого конкурса, а также нарушений прав участников размещения заказа, подавших заявки, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2009 по делу N А50-9959/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 января 2010 г. N Ф09-10984/09-С5 по делу N А50-9959/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника