Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Справка по итогам обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Свердловским областным судом проведено обобщение практики рассмотрения мировыми судьями г. Екатеринбурга дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных в первом полугодии 2009 года.
Указанные административные правонарушения составляют значительную часть от общего количества дел об административных правонарушениях, рассматриваемых мировыми судьями области.
Сведения о количестве дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями Свердловской области в 2008-2009 годах, представлены в таблице.
Период |
Ст. КоАП РФ |
Всего рассмотрено (по числу лиц, привлеченных к ответственности) |
Возвращено для устранения недостатков протоколов |
Передано по подведомственности |
Производство прекращено |
Всего лиц, подвергнутых наказанию |
Соотношение количества лиц, подвергнутых наказанию, и лиц, привлеченных к ответственности, (%) |
|
с передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия, орган дознания |
по другим основаниям, в том числе ввиду освобождения от административной ответственности |
|||||||
I полугодие 2008 года |
3 544 |
141 |
94 |
- |
401 |
2 908 |
83 |
|
2 881 |
128 |
82 |
- |
253 |
2 418 |
|||
I полугодие 2009 года |
3 579 |
137 |
78 |
- |
318 |
3 046 |
84 |
|
2 912 |
140 |
54 |
1 |
320 |
2 397 |
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных в первом полугодии 2009 года, практически не изменилось по сравнению с первым полугодием 2008 года.
В то же время количество протоколов, возвращенных для устранения недостатков должностным лицам, их составившим, а также количество дел, производство по которым прекращено, говорит о наличии нарушений, допускаемых в ходе составления протоколов об административных правонарушениях.
В ходе обобщения изучено 57 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 60 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.6 названного Кодекса, рассмотренных мировыми судьями г. Екатеринбурга в первом полугодии 2009 года.
Статья 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации, статья 15.6 указанного Кодекса - за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Указанные правонарушения посягают на общественные отношения в сфере налогообложения, связанные с осуществлением налогового контроля.
Предупреждение и пресечение таких правонарушений является неотъемлемой частью единой финансовой политики, направленной на решение экономических и социальных задач, стоящих перед обществом и государством.
1. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению
Вопросы подведомственности и подсудности
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 названного Кодекса, рассматриваются мировыми судьями.
Как показало изучение дел об административных правонарушениях указанной категории, в целом правила о подведомственности и подсудности при рассмотрении таких дел соблюдаются.
Вместе с тем имели место случаи неверного определения подсудности дела.
Согласно статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения является место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Поскольку обязанность по представлению налоговой декларации и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, лежит на юридическом лице, местом совершения указанных административных правонарушений следует считать место нахождения юридического лица, нарушившего сроки представления декларации либо не представившего сведения в контролирующий орган.
Однако Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "З" П. направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 Ленинского района г. Екатеринбурга. Из протокола об административном правонарушении следует, что место совершения административного правонарушения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. С. Дерябиной, д. 49, корп. 2, 3, не относится к судебному участку N 4 Ленинского района г. Екатеринбурга. Определением мирового судьи указанное дело было передано по подведомственности мировому судье судебного участка N 6 Ленинского района г. Екатеринбурга. Подобные нарушения могут затянуть рассмотрение дел.
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с названным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
В подобных ситуациях местом совершения правонарушения также является место нахождения юридического лица независимо от способа направления налоговой декларации.
Протокол об административном правонарушении
В соответствии с пунктами 5, 12 части 2 и частью 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 названного Кодекса, составляют должностные лица налоговых органов, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса, также составляют должностные лица таможенных органов и должностные лица государственных внебюджетных фондов (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды).
Изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что в нарушение требований части 2 статьи 28.2 названного Кодекса в ряде случаев должностными лицами в протоколах об административных правонарушениях не указывалось, по какой части статьи 15.6 указанного Кодекса возбуждено дело.
Так, должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера государственного учреждения культуры "С" Ф. за то, что она нарушила срок представления в налоговый орган по месту учета сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный 2008 год. Должностным лицом не была указана часть статьи 15.6 названного Кодекса, по которой возбуждено дело об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Ленинского района г. Екатеринбурга Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей, хотя в данной ситуации протокол об административном правонарушении должен был быть возвращен должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
В соответствии с частями 4, 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. Одновременно данному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении путем направления его копии. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Извещение лица о составлении протокола об административном правонарушении является надлежащим в случае, если это лицо своевременно уведомлено о времени и месте составления протокола и может воспользоваться правами, указанными в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 25.1 названного Кодекса).
Так, должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 6 по Тюменской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ГУ "Ф" Р. за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год. Указанный протокол был составлен в отсутствие Р., которой было направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Поскольку в материалах дела содержится письмо ГУ "Ф" с просьбой о составлении протокола в отсутствие главного бухгалтера, извещение о необходимости явки в налоговый орган для составления протокола является надлежащим.
Отсутствие в материалах дела об административном правонарушении сведений о направлении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, извещения о нарушении срока представления налоговой декларации либо непредставлении сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и извещения о составлении протокола является основанием возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков должностному лицу, его составившему (пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На практике органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в подтверждение извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении представляют копии реестров отправки писем, из которых видно, что лицу направлено заказное письмо с уведомлением. Копия реестра должна быть заверена надлежащим образом. В ней должны быть указаны вид направляемого документа, фамилия, имя, отчество налогоплательщика, адрес, по которому направлен соответствующий документ, дата отправки. Если реестр состоит из нескольких страниц, штамп почтового отделения о принятии писем должен проставляться на каждой странице реестра.
Непредставление налоговым органом суду надлежаще оформленного реестра отправки писем, из которого видно, что лицу направлены извещения о нарушении срока представления налоговой декларации либо непредставлении сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и о составлении протокола об административном правонарушении, является основанием возвращения протокола для устранения недостатков.
Изучение дел указанной категории показало, что подобные случаи встречаются на практике.
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
Зачастую указанное требование закона нарушается налоговыми органами.
Так, 08 декабря 2008 года должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Екатеринбурга составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Б" В. Указанный протокол был направлен судье 20 марта 2009 года, а поступил в судебный участок 07 апреля 2009 года, то есть с нарушением установленного срока.
Изучение дел указанной категории показало, что Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в основном направляет протоколы об административных правонарушениях в установленный законом срок.
В силу статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Несмотря на то, что сроки составления протоколов об административных правонарушениях не являются пресекательными, их нарушение может повлиять на сроки давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга 16 апреля 2009 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Н" Б. за то, что он нарушил срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль за 6 месяцев 2008 года, подав декларацию 30 июля 2008 года (срок представления декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев 2008 года - не позднее 28 июля 2008 года). То есть протокол об административном правонарушении был составлен спустя 8 месяцев с момента выявления правонарушения. Следует отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 1 год со дня совершения правонарушения. Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга директору ООО "Н" Б. за совершение указанного правонарушения назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей. Кроме того, мировым судьей в адрес начальника Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обоснованно вынесено представление об устранении выявленных нарушений и о недопущении подобных нарушений впредь.
В другом случае Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Екатеринбурга 12 марта 2009 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "П" Б. за то, что он несвоевременно представил расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 3 месяца 2008 года, который должен был быть представлен не позднее 20 апреля 2008 года. Срок привлечения должностного лица к ответственности за непредставление расчета авансовых платежей к установленному сроку начинает течь со следующего дня после установленной законом даты представления декларации. Однако фактически расчет был представлен 16 октября 2008 года. Несмотря на то, что Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Екатеринбурга с 21 апреля 2008 года располагала сведениями об отсутствии расчетов по указанным авансовым платежам, протокол был составлен 12 марта 2009 года, а поступил в судебный участок 17 апреля 2009 года. Постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 30 апреля 2009 года производство по данному делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
Изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что большинство дел указанной категории рассмотрено в установленный статьей 29.6 названного Кодекса 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Мировыми судьями г. Екатеринбурга своевременно принимались меры к извещению участвовавших в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела, производившемуся в основном с помощью телефонограмм и судебных повесток.
Из общего числа изученных дел 57 составили дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 60 - дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 указанного Кодекса. Дела, возбужденные по части 2 статьи 15.6 названного Кодекса, не были представлены для изучения.
Статья 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация как документ налоговой отчетности представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Конкретные сроки представления декларации и обязанность подавать ее определяются отдельно по каждому виду налога.
Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика. При этом организация как юридическое лицо, а также налогоплательщики - физические лица и индивидуальные предприниматели - за нарушение сроков подачи налоговой декларации несут налоговую ответственность, установленную статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечается, что, решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Поэтому постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Екатеринбурга за несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль и налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года главный бухгалтер ООО "В" Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа.
Статья 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется неисполнением (неполным исполнением) обязанности по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговый орган следующих документов и (или) сведений: бухгалтерской отчетности; документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации; сведений обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; сведений обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации; сведений об объявлении о несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации; сведений об изменении своего местонахождения или места жительства; копий заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора) или налогового кредита, поданных уполномоченному органу; копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности; копии договора о налоговом кредите; копии договора об инвестиционном налоговом кредите; сведений об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности; сведений, необходимых для налоговой проверки документов, в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа). Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Например, постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Октябрьского района г. Екатеринбурга главный бухгалтер ООО "У" Б. за несвоевременное представление в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за III квартал 2008 года признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
Субъектами данного правонарушения, так же как и правонарушения, предусмотренного статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются руководитель организации либо главный бухгалтер (бухгалтер) в соответствии с их полномочиями.
Согласно примечанию к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3-15.9, 15.11 названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статьи 15.4-15.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Поэтому мировым судьей судебного участка N 5 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 названного Кодекса, в отношении индивидуального предпринимателя К. ввиду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не является субъектом указанного правонарушения.
Вместе с тем мировыми судьями судебных участков N 4-6 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга индивидуальные предприниматели были необоснованно привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают нотариусы и должностные лица органов, не являющиеся участниками налоговых правоотношений, но в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации сообщать такие сведения в налоговый орган в целях полного учета налогоплательщиков.
В целом мировыми судьями соблюдается порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении высылается в течение трех дней лицу, привлеченному к административной ответственности, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Вместе с тем мировыми судьями судебных участков N 5 Кировского района, N 1, 2 Ленинского района, N 2, 3 Октябрьского района, N 6, 7 Чкаловского района, N 4-10 Орджоникидзевского района, N 2, 4 Железнодорожного района, N 1, 3 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга копии постановлений направлены с нарушением указанного срока. По делам об административных правонарушениях, рассмотренным мировыми судьями судебных участков N 3 Железнодорожного района и N 4 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, копии вынесенных постановлений вообще не были направлены должностным лицам, составившим протоколы об административных правонарушениях.
Согласно части 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Однако в постановлениях мировых судей судебных участков N 2 Октябрьского района, N 5 Железнодорожного района г. Екатеринбурга указанная информация не содержится.
Из числа изученных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в одном случае производство по делу было прекращено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности, в другом - ввиду малозначительности правонарушения, в третьем - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Так, должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера ОАО "У" К., которая в срок до 20 октября 2008 года не представила декларацию по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2008 года. Декларация была представлена 21 октября 2008 года. Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Кировского района г. Екатеринбурга производство по данному делу обоснованно прекращено ввиду малозначительности административного правонарушения, поскольку данное нарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также в связи с отсутствием вреда и тяжких последствий правонарушения (срок подачи декларации был нарушен незначительно - на 1 день.
В другом случае, в отношении директора ООО "П" Б., несвоевременно представившего в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Железнодорожному району г. Екатеринбурга расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 3 месяца 2008 года, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок представления расчета авансовых платежей - не позднее 20 апреля 2008 года, фактически расчет авансовых платежей представлен 16 октября 2008 года. Протокол об административном правонарушении был составлен 12 марта 2009 года, направлен на рассмотрение судье 09 апреля 2009 года и поступил на судебный участок 17 апреля 2009 года. 30 апреля 2009 года мировым судьей судебного участка N 9 Железнодорожного района г. Екатеринбурга вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду истечения годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка N 8 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга директор ООО "У" С. признан виновным в совершении трех административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно протоколу об административном правонарушении, С., являясь директором ООО "У", несвоевременно представил в налоговый орган расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года, расчет платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2008 года, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за III квартал 2008 года, за что был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 названного Кодекса. Постановлением мирового судьи директору ООО "У" С. обоснованно назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей за нарушение срока представления расчета авансовых платежей по единому социальному налогу, в размере 300 рублей за нарушение срока представления расчета платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в размере 300 рублей за нарушение срока представления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Зачастую должностными лицами налоговых органов составляется один протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 или статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, даже если несвоевременно было представлено несколько деклараций по разным видам налогов или несколько расчетов авансовых платежей по нескольким видам налогов. Такой подход противоречит требованиям закона. Представляется, что в случае нарушения срока представления налоговой декларации по каждому виду налога должен составляться отдельный протокол, поскольку нарушаются различные нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району г. Екатеринбурга составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Т" А. за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по единому социальному налогу, расчетов платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по налогу на имущество за III квартал 2008 года. Несмотря на то, что совершено три административных правонарушения, постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Кировского района г. Екатеринбурга директору ООО "Т" А. необоснованно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 рублей за совершение одного правонарушения.
Подобные нарушения допущены мировыми судьями судебных участков N 6 - 10 Кировского района, судебных участков N 1, 4, 6 Ленинского района, судебных участков N 3, 8 Верх-Исетского района, судебных участков N 1, 2, 5, 7, 8 Чкаловского района, судебных участков N 8, 9 Орджоникидзевского района и судебного участка N 4 Железнодорожного района г. Екатеринбурга.
Вопросы назначения и исполнения административного наказания
Согласно статистическим данным, в первом полугодии 2008 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию 2908 лиц, которые являются должностными лицами. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.6 указанного Кодекса, подвергнуто наказанию 2418 лиц, из них 2352 должностных лица и 66 физических лиц.
В первом полугодии 2009 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию 3046 лиц, которые являются должностными лицами. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.6 указанного Кодекса, подвергнуто наказанию 2397 лиц, из них 2285 должностных лиц, 5 лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и 107 физических лиц.
По всем указанным делам было назначено административное наказание в виде штрафа.
В результате изучения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получены следующие данные.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 56 лиц, из них 55 должностных лиц и 1 физическое лицо.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 59 лиц, из них 55 должностных лиц и 4 физических лица.
Согласно статье 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление.
Изучение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что административное наказание в виде штрафа назначено 115 лицам. При этом в 69 случаях штраф уплачен лицами, привлеченными к административной ответственности. По остальным делам сведения об исполнении постановлений отсутствуют. Несмотря на то, что в службу судебных приставов постановления для исполнения направлены по 16 делам, данные о возбуждении исполнительного производства не поступили.
Вместе с тем при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении сроков, установленных статьями 31.5, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, часть 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 Кодекса.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Поскольку должностные лица налоговых органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, представляется, что они вправе возбуждать и дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обобщение практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показало, что в целом мировыми судьями г. Екатеринбурга при рассмотрении данных дел соблюдается административное законодательство.
В то же время существуют проблемы, связанные с составлением протоколов об административных правонарушениях, с соблюдением сроков направления протоколов для рассмотрения судьям.
Поэтому информацию о результатах проведенного обобщения следует довести до сведения мировых судей области и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
<< Назад |
||
Содержание Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (третий квартал 2009... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.