Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2010 г. N Ф09-11169/09-С5 по делу N А76-16443/2009-25-369
Дело N А76-16443/2009-25-369
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Макарова В.Н., судей Вербенко Т.Л., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-16443/2009-25-369.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество "ММК") о взыскании 1838400 руб. штрафа, предусмотренного ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 (судья Мухлынина Л.Д.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "ММК" в пользу общества "РЖД" с учетом положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскано 1225600 руб. штрафа.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на отсутствие у суда оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 25.07.2000 между государственным унитарным предприятием "Южно-Уральская железная дорога" (перевозчик, правопредшественник истца) и обществом "ММК" (ветвевладелец) заключен договор N 5/12 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Параграфом 8 указанного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: с 15 апреля по 15 октября для вагонов с одной грузовой операцией 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов, с 16 октября по 14 апреля для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.
За несвоевременный возврат вагонов общество "РЖД" на основании ведомостей подачи и уборки вагонов за август, сентябрь 2008 года начислило обществу "ММК" 1838400 руб. штрафа, отказ общества "ММК" от добровольной уплаты которого послужил основанием для обращения общества "РЖД" в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что согласно имеющимся в деле ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100, 101 Устава.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, заключение экономической экспертизы, письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10), и, приняв во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При таких обстоятельствах, размер штрафа правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации был снижен судом до 1225600 руб.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-16443/2009-25-369 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11169/09-С5 по делу N А76-16443/2009-25-369
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника