Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 января 2010 г. N Ф09-11068/09-С4 по делу N А76-9196/2009-2-592
Дело N А76-9196/2009-2-592
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Матанцева И.В., судей Дядченко Л.В., Лиходумовой С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2009 по делу N А76-9196/2009-2-592 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" (далее - предприятие "Челябгортранс") к Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области, при участии в деле в качестве третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании убытков.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия "Челябгортранс" - Гуржей С.Ю. (доверенность от 15.12.2009);
Министерства финансов Челябинской области - Гуляс М.А. (доверенность от 18.01.2010 N 02/3-26/23), УсковаН.Н. (доверенность от 11.01.2010 N 02/1-2), Суркова Ю.В. (доверенность от 10.12.2009 N 02/3-26/764);
Министерства социальных отношений Челябинской области - Чешуин А.Б. (доверенность от15.01.2010 N 3-ю), Колющенко Э.Р. (доверенность от 05.05.2009 N 17-ю);
Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области - Юрина М.В. (доверенность от 11.01.2010 N 3-Д).
Представители Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Предприятие "Челябгортранс" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области о взыскании 40907 руб. 20 коп. убытков, причиненных неисполнением обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан.
Определениями от 15.05.2009, 04.08.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением суда от 07.09.2009 (судья Мулинцева Е.М.) иск удовлетворен. С Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области за счет казны Челябинской области в пользу предприятия "Челябгортранс" взыскано 40907 руб. 20 коп. убытков.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Матвеева С.В.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Министерство финансов Челябинской области решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 47, 65, 159, ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судом не рассмотрено ходатайство третьего лица об отложении судебного разбирательства, не произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства финансов Челябинской области на Министерство социальных отношений Челябинской области, принято решение о взыскании убытков при недоказанности истцом состава правонарушения. Заявитель утверждает, что судами проверена только арифметическая верность расчета убытков, но не его обоснованность; полагает, что поскольку в период, за который истцом взыскиваются убытки, постановление Губернатора Челябинской области от 21.11.2007 N 384 являлось действующим, возмещение истцу понесенных расходов было правомерно произведено на основании утвержденной данным постановлением методики. Также заявитель считает, что компенсация расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на основании единых социальных проездных билетов, является расходным обязательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Челябинской области от 31.01.2005 N 21-1 "Об обеспечении доступности проезда в городском пассажирском транспорте на территории Челябинской области отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета" на территории Челябинской области установлен порядок обеспечения отдельных категорий граждан едиными социальными проездными билетами. Согласно приложению N 1 к данному постановлению к таким категориям граждан относятся, в том числе, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, меры социальной поддержки которых предусмотрены Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В целях исполнения постановления Губернатора Челябинской области от 31.01.2005 N 21-1 между предприятием "Челябгортранс" и Министерством социальных отношений Челябинской области подписан договор от 19.01.2009 N 10 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду на основании единых социальных проездных билетов на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения и на пригородном автомобильном транспорте. В соответствии с указанным договором истец обязался предоставлять при предъявлении единого социального проездного билета бесплатный проезд льготным категориям граждан, а Министерство социальных отношений Челябинской области - перечислять истцу денежные средства, полученные от реализации единых социальных проездных билетов, осуществлять финансирование расходов, связанных с возмещением истцу затрат на предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан по единым социальным проездным билетам в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Во исполнение названного договора истец в январе 2009 г. осуществлял перевозку 37 граждан, получивших лучевую болезнь или ставшими инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Министерством социальных отношений Челябинской области истцу перечислены денежные средства, полученные от реализации единых социальных проездных билетов, в сумме 8510 руб., а также компенсированы расходы, связанные с возмещением затрат на предоставление льготного проезда по единым социальным проездным билетам, в сумме 15332 руб. 80 коп., всего 23842 руб. 80 коп.
Ссылаясь на то, что за указанный период истец должен был получить от продажи единых социальных проездных билетов и в возмещение расходов на предоставление льготного проезда указанным гражданам, 64750 руб., и недополученная сумма в размере 40907 руб. 20 коп. является для него убытками, предприятие "Челябгортранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Расчет убытков произведен истцом, исходя из стоимости проезда на трех видах транспорта, установленной решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 N 30/14 "Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорт".
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что в результате издания не соответствующего закону акта высшим должностным лицом государственного органа субъекта Российской Федерации истцу в январе 2009 г. был причинен вред, который подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в силу ст. 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом представленный истцом расчет убытков признан судами арифметически верным.
Выводы судов являются ошибочными.
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу, убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих возникновение убытков у лица, право которого нарушено, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков.
В силу ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Право установления порядка расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду льготных категорий граждан закреплено за субъектом Российской Федерации. В этой связи транспортные организации не вправе самостоятельно производить расчет в ином порядке, чем установлено соответствующими нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что постановлением Губернатора Челябинской области от 23.11.2007 N 384 "О финансировании расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории Челябинской области для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации" (в редакции постановления Губернатора Челябинской области от 14.01.2008 N 4) утверждена методика расчета суммы возмещения убытков транспортным организациям в связи с предоставлением отдельным категориям граждан права проезда на основании единого социального проездного билета.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 12.08.2009 N 48-Г09-11 постановление Губернатора Челябинской области от 23.11.2007 N 384 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, в январе 2009 г. названное постановление и, соответственно, утвержденная им методика расчета суммы возмещения убытков, являлись действующими нормативными правовыми актами и подлежали применению в целях возмещения транспортным организациям понесенных расходов.
Расчет суммы расходов, подлежащих возмещению предприятию "Челябгортранс" за январь 2009 г., в размере 23842 руб. 80 коп. произведен Министерством социальных отношений Челябинской области на основании вышеназванной методики, в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9. Применение расчетного метода определения убытков, основанного на среднем количестве поездок льготников в месяц на каждом виде транспорта, в соответствии с инструкциями по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью транспортных предприятий, является правомерным.
Доказательств, обосновывающих возникновение у общества "Челябгортранс" права на получение компенсации в большем размере, и подтверждающих правомерность представленного истцом расчета убытков, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Поскольку государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, возмещение транспортным организациям расходов, связанных с их оказанием, не может быть отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции от 07.09.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.10.2009 отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, в удовлетворении исковых требований предприятия "Челябгортранс" о взыскании с Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области 40907 руб. 20 коп. убытков отказать.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.09.2009 по делу N А76-9196/2009-2-592 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по тому же делу отменить.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 января 2010 г. N Ф09-11068/09-С4 по делу N А76-9196/2009-2-592
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника