Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 января 2010 г. N Ф09-11144/09-С5 по делу N А76-16441/2009-25-372
Дело N А76-16441/2009-25-372
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Макарова В.Н., судей Гайдука А.А., Сирота Е.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-16441/2009-25-372.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (далее - общество "ММК") о взыскании 2455400 руб. штрафа, предусмотренного ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 (судья Мухлынина Л.Д.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "ММК" в пользу общества "РЖД" с учетом положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскано 1636666 руб. 66 коп. штрафа.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на отсутствие у суда оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, 25.07.2000 между государственным унитарным предприятием "Южно-Уральская железная дорога" (перевозчик, правопредшественник истца) и обществом "ММК" (ветвевладелец) заключен договор N 5/12 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути.
Параграфом 8 указанного договора в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2004 установлены следующие технологические сроки оборота вагонов: с 15 апреля по 15 октября для вагонов с одной грузовой операцией 32 часа, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 48 часов, с 16 октября по 14 апреля для вагонов с одной грузовой операцией - 36 часов, для вагонов с двумя грузовыми операциями - 56 часов.
За несвоевременный возврат вагонов общество "РЖД" на основании ведомостей подачи и уборки вагонов за август 2008 года начислило обществу "ММК" 2455400 руб. штрафа, отказ общества "ММК" от добровольной уплаты которого послужил основанием для обращения общества "РЖД" в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что согласно имеющимся в деле ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком была допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на 24 часа сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что ч. 6 ст. 62 Устава предусмотрена мера ответственности в виде штрафа, начисленного в соответствии со ст. 99, 100, 101 Устава.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, письмо заместителя руководителя Федеральной службы по тарифам от 15.02.2007 N ЕВ-862/10), и, приняв во внимание, что размер, начисленного обществом "РЖД", штрафа многократно превышает максимальную ставку платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, суды установили, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При таких обстоятельствах, размер штрафа правомерно в соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации снижен судом до 1636666 руб. 66 коп.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного решение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.10.2009 по делу N А76-16441/2009-25-372 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2010 г. N Ф09-11144/09-С5 по делу N А76-16441/2009-25-372
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника