Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 2 августа 2010 г. N Ф09-5693/10-С1 по делу N А60-61209/2009-С6
Дело N А60-61209/2009-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий" (далее -общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2010 по делу N А60-61209/2009-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Нижнетагильской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) - Катаргина Е.Н. (доверенность от 31.12.2009 N 05-08/8847);
общества - Балуева Л.К. (доверенность от 02.02.2010 66Б N 00 3949).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения таможни, оформленного письмом от 24.11.2009 N 11-18/7882, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов.
Решением суда первой инстанции от 05.02.2010 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 (судьи Щеклеина Л.Ю., Мещерякова Т.Н., Грибиниченко О.Г.) решение суда отменено в части отказа о признании незаконным решения таможни о возврате излишне уплаченных таможенных сборов по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10509020/050609/0001602, 10509020/080609/0001622, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать отказ Нижнетагильской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов по ГТД N 10509020/050609/0001602, 10509020/080609/0001622 незаконным и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий". Взыскать с Нижнетагильской таможни в пользу ОАО "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий" госпошлину в размере 2000 руб. за подачу заявления и 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы. В остальной части решение оставить без изменения".
В кассационной жалобе общество просит данные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права, в частности положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), п. 37 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ, а также применение к спорным отношениям не подлежащего применению п. 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863". По мнению заявителя жалобы, изменения, касающиеся порядка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товара при подаче временной и полной таможенных деклараций, внесены в Таможенный кодекс Федеральным законом от 24.07.2009 N 207-ФЗ и вступают в силу с 01.10.2009, то есть в момент возникновения спорных правоотношений (период с 30.03.2009 по 10.09.2009) указанные изменения, касающиеся порядка уплаты таможенных сборов, не действовали. В связи с этим к спорным правоотношениям положения п.7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" применяться не должны.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 37 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Судами установлено и из материалов дела следует, что общество в период с февраля по сентябрь 2009 г. осуществляло вывоз российских товаров с применением упрощенного порядка декларирования, согласно которому в таможенный орган первоначально были поданы временные таможенные декларации: N 10509020/300309/0000870, 10509020/300309/0000869, 10509020/260209/0000545, 10509020/020309/0000621, 10509020/280409/0001138, 10509020/280409/0001136, 10509020/280409/0001137, 10509020/150709/0002022, 10509020/010709/0001925, 10509020/260609/0001879, 10509020/260609/0001877, 10509020/280509/0001523, 10509020/280509/0001524, 10509020/140809/0002422,105 09020/180809/0002456.
При этом общество за таможенное оформление при подаче временных ГТД уплатило таможенные сборы в общей сумме 641 000 руб.
После завершения вывоза, заявленного в порядке периодического временного декларирования на экспорт товара по вышеуказанным временным ГТД, общество подало полные периодические таможенные декларации N 10509020/010609/0001574, 10509020/010609/0001575, 10509020/050609/0001602, 10509020/080609/0001622, 10509020/150609/0001706, 10509020/200709/0002086, 10509020/200709/0002088, 10509020/240709/0002138, 10509020/060809/0002335, 10509020/090909/0002750, 10509020/090909/0002755, 10509020/090909/0002756, 10509020/100909/0002757, 10509020/100909/0002764, 10509020/100909/0002768, также уплатив при этом таможенные сборы в общей сумме 641 000 рублей.
Считая, что уплата таможенных сборов за таможенное оформление товара по полным таможенным декларациям является излишней, общество обратилось в таможню с заявлением от 19.11.2009 N 4080/1-336 о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 641 000 руб.
Таможня письмом от 24.11.2009 N 11-18/7882 отказала обществу в удовлетворении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 641 000 руб., указав при этом, что сборы за таможенное оформление по указанным декларациям взысканы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863", которым предусмотрена обязанность уплаты сборов за таможенное оформление при применении процедуры периодического временного декларирования при подаче как временной, так и полной таможенной декларации.
Считая отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что уплаченные обществом таможенные сборы не являются излишне уплаченными, и, в связи с этим у таможни отсутствовали основания для их возврата, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Частично отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из незаконности отказа таможенного органа в возврате таможенных сборов, излишне уплаченных по ГТД N 10509020/050609/0001602, 10509020/080609/0001622, поскольку правоотношения по уплате таможенных сборов по временным таможенным декларациям N 10509020/260209/0000545, 10509020/020309/0000621 возникли до введения в действие п. 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (25.03.2009).
Изучив материалы дела, в том числе доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу п. 1, 2 ст. 138 Таможенного кодекса при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Из содержания п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса следует, что таможенные сборы уплачиваются, в частности, за таможенное оформление - при декларировании товаров.
Согласно п. 1 ст. 357.10 Таможенного кодекса ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" предусмотрено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 дополнено п. 7.1, устанавливающим, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным данным постановлением, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации.
При этом определенную в п. 7.1 вышеназванного постановления ставку таможенных сборов за таможенное оформление товаров, уплачиваемых при подаче как временной, так и полной таможенной декларации, следует считать установленной со дня введения в действие постановления N 220. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 вступило в силу с 25.03.2009.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае правоотношения по уплате таможенных сборов по временным ГТД N 10509020/300309/0000870, 10509020/300309/0000869, 10509020/280409/0001138, 10509020/280409/0001136, 10509020/280409/0001137, 10509020/150709/0002022, 10509020/010709/0001925, 10509020/260609/0001879, 10509020/260609/0001877, 10509020/280509/0001523, 10509020/280509/0001524,10509020/140809/0002422, 10509020/180809/0002456 возникли в период с 30 марта по 10 сентября 2009 г., то есть после введения в действие п. 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 (25.03.2009), следовательно, как правильно указали суды обеих инстанций, он должен применяться к данным правоотношениям.
Учитывая, что правоотношения, связанные с таможенным оформлением товара в рамках периодического временного декларирования, по ГТД N 10509020/260209/0000545, 10509020/020309/0000621 возникли до введения в действие п. 7.1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что уплаченные по полным ГТД N 10509020/050609/0001602, 10509020/080609/0001622 таможенные сборы являются излишне уплаченными, соответственно отказ таможни возвратить указанные излишне уплаченные таможенные сборы является неправомерным.
С учетом вышеизложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2010 по делу N А60-61209/2009-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Качканарский горно-обогатительный комбинат "Ванадий" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2010 г. N Ф09-5693/10-С1 по делу N А60-61209/2009-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника