Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 августа 2010 г. N Ф09-5778/10-С1 по делу N А60-4133/2010-С6
Дело N А60-4133/2010-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Ященок Т.П., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Аптека N 59" Муниципального образования город Ирбит (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2010 по делу N А60-4133/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ирбитский межрайонный прокурор (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 25.02.2010 (судья Кириченко А.В.) заявленные требования прокурора удовлетворены. Предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 (судьи Ясикова Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит данные судебные акты отменить, указывая на неправильное применение (толкование) судами норм материального права. В обоснование жалобы предприятие, ссылаясь на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, которым утвержден Порядок отпуска лекарственных средств (далее - Порядок), отмечает, что в аптеке из установленного приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 N 312 минимального ассортимента лекарственных средств, необходимого для оказания медицинской помощи, должны быть в наличии только лекарства безрецептурного отпуска, а рецептурные препараты могут появляться по мере поступления рецептов, аптечное учреждение обязано обеспечить приобретение данных лекарств потребителями по мере поступления рецептов в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения в аптечное учреждение. При этом необходимо принимать во внимание наличие регистрации лекарственного средства в Государственном реестре лекарственных средств, так как при отсутствии таковой его обращение на территории Российской Федерации запрещено. Заявитель жалобы ссылается на отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что предприятие обслуживает рецепты в срок, превышающий пять рабочих дней, или не обеспечивает возможность приобретения пациентами лекарств по данным рецептам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратурой 21.01.2010 осуществлена проверка исполнения предприятием, осуществляющим фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 20.11.2008 N ЛО-66-05-000072 (деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"), законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности в принадлежащей предприятию аптеке, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Калинина, 32.
В ходе проверки установлено, что в нарушение лицензионных требований в вышеназванной аптеке не обеспечено наличие минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312.
Отсутствие лекарственных средств зафиксировано в акте осмотра от 21.01.2010.
Рассмотрев материалы проверки, прокурор вынес постановление от 28.01.2010 о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения, заявленные требования прокурора удовлетворили.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подп. 47 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 2 Закона N 128-ФЗ определено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, а также лицензионные требования и условия указанной деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.
В силу п. 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подп. "а"-"д" п. 4 Положения.
В соответствии с подп. "в" п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является, в частности соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах".
Согласно п. 8 ст. 32 Закона Российской Федерации от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 N 312 (далее - Приказ).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие на момент проведения проверки не обеспечило наличие в принадлежащей ему аптеке, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Калинина, 32, перечисленных в акте осмотра от 21.01.2010, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, установленный приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2005 N 312.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами на основании материалов дела установлено, что предприятием при наличии такой возможности, не обеспечен надлежащий контроль за организацией работы в принадлежащей ему аптеке.
Доказательств, свидетельствующих о принятии предприятием всех зависящих от него мер по обеспечению наличия в аптеке обязательного ассортимента лекарственных средств, материалы дела не содержат.
При названных обстоятельствах суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 Кодекса, и в связи с этим удовлетворили заявленные прокурором требования о привлечении предприятия на основании данной статьи Кодекса.
Предприятие в обоснование жалобы, ссылаясь на письмо Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.02.2010 N 01-24/514, указывает на то, что ряд препаратов, перечисленных в акте осмотра, не зарегистрированы в Государственном реестре лекарственных средств и не могут применяться на территории Российской Федерации.
Между тем данный довод предприятия был предметом исследования судом апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку. Апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности прокуратурой вины предприятия в части необеспечения наличия таких препаратов.
Однако, как правильно отметил апелляционный суд, недоказанность вины предприятия в данной части не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого ему правонарушения. В отношении иных лекарственных средств, включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, отсутствие которых установлено при проверке, доказательств их отсутствия в Государственном реестре лекарственных средств не представлено, следовательно, обязанность по обеспечению их минимального ассортимента лежит на предприятии.
Ссылка предприятия на п. 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785, в соответствии с которым рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию), является несостоятельной, поскольку данная норма устанавливает лишь максимальный срок отпуска лекарственных средств и не освобождает организацию от обязанности иметь в наличие обязательный ассортимент лекарственных средств.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2010 по делу N А60-4133/2010-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Аптека N 59" Муниципального образования город Ирбит - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2010 г. N Ф09-5778/10-С1 по делу N А60-4133/2010-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника