Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2010 г. N Ф09-5313/10-С1 по делу N А76-4487/2010-56-171
Дело N А76-4487/2010-56-171
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Ященок Т.П., судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Ломбарды "Гривна" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-4487/2010-56-171.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Металлургическому району г. Челябинска - Максимовских Т.Е. (доверенность от 11.01.2010 N 03/4);
общества - Ремнева Л.В. (доверенность N 2).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 02.03.2010 N 6-325 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 (судья Худякова В.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Общество полагает, что действия по несвоевременному отражению в кассовой книге поступивших денежных средств, образующие, по мнению инспекции, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 Кодекса, являются нарушениями порядка ведения кассовой книги. Наличные денежные средства были оприходованы в кассу общества в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
Заявитель указывает на необоснованность вменения административным органом нарушения требований Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджет Российской Федерации, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.1993 N 51 и Государственной налоговой службой Российской Федерации от 18.08.1993 N ВЗ-6-13/272 (далее - Методические рекомендации), поскольку осуществляет деятельность без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ). Общество при предоставлении услуг использует бланки строгой отчетности (далее - БСО).
Инспекция в отзыве указала, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе общества, не согласна, просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 08.02.2010 инспекцией проведена проверка соблюдения обществом требований законодательства о применении ККТ, полноты учета выручки, полученной с применением ККТ и порядка ведения кассовых операций за период с 16.01.2010 по 08.02.2010.
В ходе проверки инспекцией установлены факты нарушения положений п. 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) и Методических рекомендаций, а именно, неполное оприходование в кассу общества наличных денежных средств, полученных от клиентов, в виде возврата займа, с применением БСО за период проверки в сумме 64 435 руб. 56 коп., а также в несвоевременном оприходовании наличных денежных средств в установленные сроки, за период с 16.01.2010 по 08.02.2010, в сумме 366 910 руб. 16 коп.
По мнению инспекции о неполном оприходовании обществом наличных денежных средств в кассу, свидетельствует разница, образовавшаяся между выручкой общества за период с 16.01.2010 по 08.02.2010, составившей 559 266 руб. 71 коп. и данными приходных кассовых ордеров, а также кассовой книги, за указанный период. Согласно данных документов в кассу общества оприходована выручка из ломбардов, расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Бажова, д. 91 и ул. Рязанская, д. 12, в общей сумме 494 831 руб. 15 коп. Неполное оприходование выручки в кусу общества составило 64 435 руб. 56 коп., а именно: за период с 21.01.2010 по 25.01.2010, в сумме 3 791 руб.; с 27.01.2010 по 31.01.2010 в сумме 243 руб.; с 06.02.2010 по 08.02.2010 в сумме 60 401 руб. 56 коп.
Нарушением установленных сроков оприходования выручки является оприходование наличных денежных средств за период с 16.01.2010 по 08.02.2010, полученных в виде возврата займа от населения, с накоплением от 3 до 6 дней.
Результаты проверки оформлены актом от 16.02.2010 N 6 полноты оприходования денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовых машин (ККМ и БСО) при осуществлении наличных денежных средств и порядка ведения кассовых операций.
На основании данных проверки инспекцией составлен протокол от 16.02.2010 N 6-325 по делу об административном правонарушении и вынесено постановление от 02.03.2010 N 6-325 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Считая данное постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.
Кассовые операции на территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, содержащимися в Порядке.
Согласно п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В силу п. 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Несоблюдение вышеуказанных требований, установленных Порядком, влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.1 Кодекса.
Указав на неоприходование обществом наличных денежных средств в кассу в день получения выручки, суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, на основании ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 329 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, в подп. 5.2.21 которого установлено, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает нормативные правовые акты, в том числе о порядке ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).
Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе данного Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются, в том числе формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Пунктами 8, 9 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Обществом (заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью "Главбух" (исполнитель) заключен договор от 20.12.2008 на оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета (срок действия данного договора с 20.12.2008 по 30.06.2011). Ведение бухгалтерского учете для целей данного договора подразумевает, в том числе обеспечение кассовой дисциплины.
Кроме того данным договором предусмотрена обязанность заказчика предоставлять исполнителю первичную документацию - БСО из ломбардов (обособленных подразделений) за предшествующие 5 календарных дней каждого 1, 6, 11, 21, 26 числа месяца. Исполнитель составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность согласно представленных документов.
Из материалов дела усматривается, что общество осуществляет деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества также в обособленных подразделения (филиалы), расположенные по адресам: г. Челябинск, ул. Бажова д. 91 и ул. Рязанская, д. 12. Возможность создания указанных подразделений предусмотрена ст. 5 устава общества (т. 1 л. д. 29).
В материалах дела имеется приказ от 01.01.2009 N 1 директора общества Ремнева А.В. "Об утверждении дополнений, внесенных в раздел 4 "Кассовая дисциплина" "Положения N 1 об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2009 год".
Данным приказом в указанный раздел "Положения N 1 об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2009 год" добавлен п. 4.4.
Из содержания указанного пункта приказа усматривается, что обществом помимо основной кассы организации (по местоположению головного офиса) открыты операционные кассы по месту расположения обособленных подразделений. Для операционных касс установлено ведение кассовых книг по форме КО-5 (Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств) Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299 (далее - ОКУД). При этом выдача и возврат наличных денежных средств оформляется БСО по форме ОКУД 0790019 (залоговый билет), в конце дня кассир-товаровед оформляет отчет кассира-операциониста, учитывая все выданные и полученные БСО. Отчеты кассира-операциониста поступают в головной офис общества 1, 6, 11, 21, 26 числа месяца. Приходные кассовые ордера и расходные кассовые ордера по основной кассе оформляются 5, 10, 15, 20, 25, 30(31) числа месяца на основании сводных данных БСО и отчетов кассиров-операционистов за каждые соответствующие 5 календарных дней по каждому обособленному подразделению отдельно.
Из материалов дела усматривается, что обществу вменяется нарушения установленных сроков оприходования выручки, а именно приходование наличных денежных средств за период с 16.01.2010 по 08.02.2010, полученных в виде возврата займа от населения, с накоплением от 3 до 6 дней.
Вместе с тем такой период для производства записей в кассовую книгу (форма КО-4 ОКУД) по кассовым ордерам на основании сводных данных БСО и отчетов кассиров-операционистов обособленным подразделениям предусмотрен учетной политикой общества. Данным обстоятельствам судом правовая оценка не дана.
Обществу также вменяется неполное оприходование в кассу наличных денежных средств, о чем, как полагает инспекция, свидетельствует разница в размере 64 435 руб. 56 коп., образовавшаяся между выручкой общества за период с 16.01.2010 по 08.02.2010, составившей 559 266 руб. 71 коп. и данными приходных кассовых ордеров и кассовой книги (494 831 руб. 15 коп.) на 08.02.2010.
Судом указана лишь сумма и период, в котором образовалась неполное оприходование выручки, без ссылки на доказательства, на которых основан данный вывод.
В материалах дела имеются объяснения директора общества Ремнева А.В. от 15.02.2010 о причинах появления данной разницы между выручкой общества за проверяемый период и данными приходных кассовых ордеров и кассовой книги (т. 2 л. д. 70), кассовая книга (т. 1 л.д. 52-62, т. 2 л. д. 92-100), отчеты кассира (т. 1 л. д. 56-59).
Обстоятельствам, изложенным в указанных объяснениях, судом какой-либо оценки не дано.
Таким образом, судом при рассмотрении дела по существу не исследованы обстоятельства, касающиеся неполного оприходования обществом наличных денежных средств в кассу, полученных от обособленных подразделений. Не сделан вывод о том, является ли неполное оприходование средств последствием расхождения данных БСО и кассовой книги общества либо полученные по БСО денежные средства не отражены в кассовой книге формы КО-5, ежедневно заполняемой по месту расположения обособленных подразделений.
Ссылка суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10196/05 содержащее указание на то, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, является некорректной, поскольку данное постановление вынесено по конкретному делу, в обстоятельства которого не входит деятельность филиалов и представительств юридического лица.
Поскольку судом спор рассмотрен без оценки и исследования всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для разрешения данного спора, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать отмеченные обстоятельства, дать оценку всем представленным в материалы дела документам, на которых стороны основывают свои доводы и возражения, и с учетом полученных выводов, а также заявленных требований принять законное, обоснованное и мотивированное решение по делу.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2010 по делу N А76-4487/2010-56-171 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2010 г. N Ф09-5313/10-С1 по делу N А76-4487/2010-56-171
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника