Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2010 г. N Ф09-5784/10-С1 по делу N А76-37259/2009
Дело N А76-37259/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по делу N А76-37259/2009 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Линейное эксплуатационно-ремонтное управление" (далее - общество, ООО "ЛЭРУ", заявитель) - Курячий Д.В. (доверенность от 13.08.2009).
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 24.09.2009 N 76 о назначении административного наказания, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 23.11.2009 (судья Зайцев С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено, заявленные требования общества удовлетворены. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение Арбитражного суда Челябинской области, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель жалобы, указывая на наличие у общества обязанности не только по пропуску сточных вод, но и по соблюдению требований к количеству и концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах предприятий, считает привлечение общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 8. 13 Кодекса правомерным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 17.07.2009 N 235 в период с 23.07.2009 по 14.08.2009 проведена плановая проверка соблюдения ООО "ЛЭРУ" требований водного и природоохранного законодательства при осуществлении сброса сточных вод в поверхностные водные объекты рек Миасс, Игуменка, Челябка.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: на выпусках ливневой канализации р. Миасс отсутствуют очистные сооружения, ООО "ЛЭРУ" не имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ в р. Миасс, обществом не разработан проект нормативов предельно-допустимых сбросов (ПДС), временно согласованных сбросов (ВСС), не осуществляется мониторинг водного объекта, обществом не ведется контроль качества сточных вод, сбрасываемых из сетей ливневой канализации, эксплуатируемой ООО "ЛЭРУ", в р. Миасс; через ливневые выпуски, находящиеся напротив Челябинского комбината хлебопродуктов N 1 и в районе "Нового моста" у Родничка в Центральном районе г. Челябинска, допускается сброс сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, превышающих нормативно-допустимое значение для водоемов рыбохозяйственного значения по ингредиентам: БПК, аммоний-ион, нефтепродукты, железо.
По факту выявленных нарушений управлением составлен акт проверки от 12.08.2009 N 235.
Определением от 12.08.2009 в отношении ООО "ЛЭРУ" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса.
По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 11.09.2009, на основании которого вынесено постановление от 24.09.2009 N 76 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса, ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 35 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 Кодекса, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные обществом требования, апелляционный суд исходил из недоказанности управлением объективной стороны состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Выводы апелляционного суда являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 Кодекса нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа.
Пунктом 8 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
При этом в соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водоиспользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Пунктом 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются, в том числе, лицами, использующими водные объекты в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что разрешения на сброс химических, радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в водный объект у ООО "ЛЭРУ" отсутствуют. Документов, свидетельствующих о ведении обществом учета сброса сточных и дренажных вод, их качества, отбора проб и проведения лабораторного контроля качества вод, ведении иных наблюдений за водным объектом, материалы дела не содержат.
Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ООО "ЛЭРУ" на основании муниципального контракта от 26.12.2008 N 08/1-421-ТС осуществляет содержание и ремонт ливневой канализации в г. Челябинске, и в соответствии с договорами, заключенным с хозяйственными предприятиями (абонентами), осуществляет прием в городскую водоотводящую систему поверхностных и производственных сточных вод с последующей их транспортировкой.
Апелляционным судом правомерно указано на то, что общество в рассматриваемой ситуации не является водопользователем по смыслу, придаваемому этому понятию ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку ООО "ЛЭРУ" не осуществляет деятельность, при которой возникает возможность причинения вреда окружающей среде, и не является лицом, использующим водные объекты, на которое возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий. Общество осуществляет лишь пропуск сточных вод по ливневой канализации.
Следовательно, привлечение общества к ответственности за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, является в данном случае необоснованным.
Вышеизложенные обстоятельства установлены также вступившими в законную силу судебными актами, вынесенными по делу N А76-32667/2009 Арбитражного суда Челябинской области, и имеющими преюдициальное значение для настоящего спора.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о не доказанности управлением объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса, и, в связи с этим обоснованно удовлетворил заявленные требования общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления о привлечении ООО "ЛЭРУ" к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Кроме того, указанные доводы сводятся к переоценке представленных доказательств, основания для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 по делу N А76-37259/2009 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2010 г. N Ф09-5784/10-С1 по делу N А76-37259/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника