Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 августа 2010 г. N Ф09-5589/10-С2 по делу N А50-1232/2010
Дело N А50-1232/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Наумовой Н.В., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2010 по делу N А50-1232/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Пермского края - филиала ФГУП "Почта России" (далее - предприятие, страхователь) - Жуйкова Л.Н. (доверенность от 25.01.2010 N 4).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения фонда от 20.10.2009 N 990 в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 100 000 рублей на оплату санаторно-курортного лечения, произведенных в 2007 году за счет средств обязательного социального страхования.
Оспариваемое решение вынесено по результатам проведенной документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию за период с 2007 по 2009 гг., которой установлен факт нарушения требования, изложенного в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" (далее - Закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ), при приобретении предприятием в 2007 году в целях детского оздоровления 15 путевок в санаторий - профилакторий "Чайка" продолжительностью 10 и 14 дней на общую сумму 100 000 руб.
По результатам проверки составлен акт от 22.09.2009 и вынесено решение от 20.09.2009 N 990. Полагая, что решение фонда не соответствует законодательству о социальном страховании и нарушает его права, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2010 (судья Зверева Н.И.) требования удовлетворены. Суд исходил из того, что расходы страхователя подтверждены документально, продолжительность оздоровления детей в течение летних каникул не превышает 24 дней, при этом минимальный срок пребывания законодателем не определен, стоимость одного дня соответствует установленному лимиту, и пришел к выводу о том, что непринятие к зачету расходов на детское оздоровление за счет средств социального страхования при наличии подтверждающих документов не соответствует действующему законодательству.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 (судьи Сафонова С.Н., Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. В обоснование доводов заявитель указывает, что минимальная продолжительность пребывания детей в лагере составляет 21 календарный день, а приобретение путевок на срок менее названного срока противоречит положениям законодательства; оспариваемое решение о непринятии к зачету расходов страхователя на оплату стоимости путевок, приобретенных на срок менее 21 дня, является законным.
В представленном отзыве страхователь возражает против доводов заявителя жалобы, считая обжалуемые судебные акты обоснованными.
В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством мер, направленных, в частности, на компенсацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан вследствие необходимости получения санаторно-курортного лечения.
Пунктом 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются, в частности, застрахованные лица - граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (ст. 9 указанного Закона).
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 165-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 11 Закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ в 2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
1) в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 500 рублей на одного ребенка в сутки;
2) в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления работникам и членам их семей путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств обязательного социального страхования в 2007 году определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" (далее - Положение N 309), действовавшем в период возникших правоотношений.
Из пункта 2 Положения N 309 следует, что продолжительность санаторно-курортного лечения и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях составляет 14-24 дня.
Указанный пункт Положения N 309 не противоречит требованиям, определенным в п. 1 ст. 11 Закона от 19.12.2006 N 234-ФЗ, поскольку данное положение устанавливает только верхнюю границу как продолжительности пребывания, так и стоимости суточного пребывания в санатории или оздоровительном лагере.
Согласно требованиям, изложенным в абз. 3 п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Суды, исследуя обстоятельства дела в соответствии с положениями ст. 9, 67, 68, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установили факт доказанности наступления страхового случая и права застрахованного лица на получение страхового обеспечения по данному виду страхования, поскольку страхователем в материалы настоящего дела представлены документы, подтверждающие факт приобретения 15 путевок в детский санаторно-оздоровительный лагерь для детей (школьного возраста) застрахованных лиц продолжительностью пребывания 10 и 14 дней без нарушения установленного лимита расходования средств (485 руб. в сутки на одного ребенка), время пребывания в лагере совпадает с периодом школьных каникул (июнь - июль). Доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений требований к форме, содержанию документов, подтверждающих произведенные страхователем спорные расходы, фондом не установлено.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что расходы на детское оздоровление в сумме 100 000 руб. подлежат оплате за счет средств фонда, а также о необоснованном непринятии их к зачету при наличии подтверждающих документов являются правильными и соответствуют законодательству и документам, представленным в материалы дела.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе перечисленным в кассационной жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных судами обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2010 по делу N А50-1232/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2010 г. N Ф09-5589/10-С2 по делу N А50-1232/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника