Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 августа 2010 г. N Ф09-5769/10-С6 по делу N А07-22550/2009
Дело N А07-22550/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Семеновой З.Г., судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Шишма" (далее - кооператив "Шишма") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2010 по делу N А07-22550/2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Кооператив "Шишма" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (далее - администрация), выразившегося в непринятии решения по существу о переоформлении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 17 120 000 кв.м по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, Ташбулатовский с/с, кадастровый номер 02:01:000000:0163. Кроме того, заявитель просил суд обязать администрацию принять решение о предоставлении спорного участка в собственность кооператива "Шишма", а также подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка в определенный срок.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2010 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 (судьи Карпачева М.И., Баканов В.В., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив "Шишма" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 68, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Как полагает заявитель, материалами дела подтверждается факт бездействия со стороны администрации. При этом заявитель считает необоснованной ссылку судов на журнал исходящей корреспонденции, из которого, по мнению судов, следует, что администрацией в адрес кооператива был направлен ответ на его заявление о выкупе спорного земельного участка. Как считает кооператив "Шишма", факт направления администрацией ответа должен быть подтвержден почтовой квитанцией, описью вложения или иным документом, свидетельствующим о сдаче письма на почту. Кроме того, заявитель ссылается на то, что ответ на его первое заявление от 05.06.2009 был дан администрацией только 29.07.2009, то есть с нарушением установленного законом месячного срока, что, по мнению кооператива "Шишма", также свидетельствует о бездействии со стороны администрации.
Администрация представила отзыв, в котором просила кассационную жалобу кооператива "Шишма" оставить без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы необоснованными.
Как установлено судами, кооперативу "Шишма" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 02:01:00 00: 0163 площадью 17 120 000 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2009 04 АБ 817704 (л. д. 27).
В качестве оснований для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны решение Исполкома Абзелиловского районного Совета народных депутатов от 29.01.1992 N 120, акт приема-передачи от 03.12.1992 и постановление от 06.03.2007 N 127 Администрации муниципального района Абзелиловский район (л. д. 24-26).
Кооператив "Шишма" 05.06.2009 обратился к Главе Администрации с заявлением, в котором, ссылаясь на Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", просил предоставить в собственность находящийся в его постоянном бессрочном пользовании земельный участок (л. д. 19).
Администрация 27.07.2009 направила в адрес заявителя письмо N 902, в котором предложила кооперативу Шишма" представить необходимые документы (л. д. 21). Указанные документы были представлены заявителем с сопроводительным письмом от 27.08.2009 (л. д. 22).
Кооператив "Шишма", ссылаясь на то, что администрацией в установленный срок не дан ответ на его заявление о выкупе, обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании указанного бездействия администрации незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01 января 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из абз. 1 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ), для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в том числе в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В абз. 2 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 24.07.2008 N 141-ФЗ") указано, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
При этом в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность для органов местного самоуправления является обязательным.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что подача юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка в собственность налагает на орган местного самоуправления обязанность рассмотреть указанное заявление и дать по нему мотивированный ответ в установленный законом срок. При этом орган местного самоуправления не лишен возможности в случае необходимости запросить у юридического лица дополнительные документы.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по рассмотрению поступившего заявления о предоставлении в собственность земельного участка является бездействием, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время судами на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что администрация письмом от 27.07.2009 N 902 ответила на заявление кооператива "Шишма" от 05.06.2009 о предоставлении спорного земельного участка в собственность (л. д. 19, 21). В данном письме администрацией было указано на необходимость провести межевание и уточнение границ земельного участка, кроме того, администрацией был запрошен ряд документов (учредительные документы, свидетельство о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий назначение единоличного исполнительного органа, справка банка о наличии расчетного счета, выписки на имущество и земельный участок, кадастровый паспорт с указанием кадастровой стоимости земельного участка).
Судами также установлено, что в ответ на письмо кооператива "Шишма" от 27.08.2009, из которого следует, что данным кооперативом были представлены требуемые администрацией документы, администрацией 23.09.2009 было направлено письмо N 2099 (л. д. 74). В названном письме, адресованном кооперативу "Шишма", администрация указала на то, что в связи с переводом части земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда для заключения договора купли-продажи земельного участкам необходимо провести уточнение границ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что администрацией доказан факт направления 23.09.2009 указанного письма кооперативу "Шишма". Так, в материалах дела имеется выписка из журнала исходящей корреспонденции за период с 17.04.2009 по 31.12.2009 (л д. 84-86), при этом подлинный экземпляр журнала также приобщен к материалам дела до вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, в также учитывая предмет спора по данному делу, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия администрации незаконным.
Доводы кооператива "Шишма" о том, что первоначальный ответ на его заявление от 05.06.2009 был дан администрацией 29.07.2009, то есть с нарушением установленного законом месячного срока, а также о том, что факт направления администрацией ответа от 23.09.2009 должен быть подтвержден почтовой квитанцией, описью вложения или иным документом, свидетельствующим о сдаче письма на почту, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) при подаче кассационной жалобы на решение и (или) постановление арбитражного суда размер государственной пошлины составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для организаций составляет 2 000 рублей.
Таким образом, за подачу кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2010 по делу N А07-22550/2009 кооперативу "Шишма" следовало уплатить 1000 руб. государственной пошлины.
Как следует из квитанции от 19.06.2010 СБ 7760/0013, кооперативом "Шишма" при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. 00 коп.
Поскольку государственная пошлина за подачу кассационной жалобы уплачена в большем размере, на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2010 по делу N А07-22550/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Шишма" - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Шишма" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе по квитанции СБ 7760/0013 от 19.06.2010, находящейся в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 августа 2010 г. N Ф09-5769/10-С6 по делу N А07-22550/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника