Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 августа 2010 г. N Ф09-6470/10-С4 по делу N A76-35462/2009-10-909/103
Дело N A76-35462/2009-10-909/103
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Минина С.Д., судей Азанова П.А., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2010, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А76-35462/2009-10-909/103.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Министерства социальных отношений Челябинской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Минфину России о взыскании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветерану военной службы Егорову Петру Николаевичу за период с 01.05.2005 по 30.11.2006 в размере 3776 руб. 13 коп. (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 06.10.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство социальной защиты населения администрации г. Троицка.
Определением суда от 29.11.2009 в качестве ответчиков к участию в деле привлечены: Министерство социальных отношений Челябинской области, Челябинская область в лице Министерства финансов Челябинской области.
Решением суда от 27.02.2010 (судья Адначева И.А.) заявленные требования удовлетворены частично. С Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взысканы убытки в сумме 2075 руб. 08 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Серкова З.Н., Ершова С.Д., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России просит указанные судебные акты отменить в части взыскания с Минфина России за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 2075 руб. 08 коп. и в части отказа в иске к остальным ответчикам, в удовлетворении исковых требований к Минфину России отказать. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку возмещение расходов по льготной оплате жилищно-коммунальных услуг является расходным обязательством Челябинской области. В соответствии с п. 4 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, следовательно, надлежащим ответчиком по делу не является.
Министерство социальных отношений Челябинской области в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 07.03.2006 между обществом и Департаментом социальной защиты населения администрации г. Троицка (далее - департамент) подписан договор N 57, предметом которого согласно п. 1.1 являются отношения, возникающие по поводу предоставления обществом департаменту отчетности о расходах организаций, связанных с предоставлением ветеранам, проживающим на территории г. Троицка и имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2004 N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и (или) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг; возмещения департаментом обществу указанных расходов за счет средств фонда компенсаций областного бюджета, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки, установленных Законом от 30.11.2004 N 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области" и имеющих целевое назначение.
Согласно п. 1.2 договора от 07.03.2006 N 57 порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам определены постановлением губернатора Челябинской области, действующим на момент заключения договора.
В связи с осуществлением обществом деятельности по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5 "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) истцом были предоставлены в период с 01.05.2005 по 30.11.2006 льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ветерану военной службы Егорову П.Н., проживающему по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Рабочая, д. 39, кв. 44.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указанного Федерального закона следует читать как "N 5-ФЗ"
Письмом департамента от 14.08.2009 N 298-ОЛ в возмещении обществу затрат по предоставлению Егорову П.Н. льгот было отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 23 Закона о ветеранах (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда, в том по оплате коммунальных услуг.
Статья 22 Закона о ветеранах (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005) предусматривает, что меры социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, с 01.01.2005 ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда.
На основании ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных этим Федеральным законом; при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В силу ст. 4-1 Закона Челябинской области от 30.11.2004 N 327-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", введенной в действие Законом Челябинской области от 19.12.2006 N 81-30 с 01.01.2007, ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приобретают право на меры социальной поддержки, установленные ст. 4 настоящего Закона для ветеранов труда.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 4 п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии п. 3 ст. 125 названного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку в период с 01.01.2005 по 31.12.2006 ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, законодательством Челябинской области не были предоставлены меры социальной поддержки в объеме не ниже, чем ветеранам труда, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах возмещение затрат в связи с предоставлением льгот в спорный период является расходным обязательством Российской Федерации. Требование общества, по которому не истек срок исковой давности, признано судами законным и обоснованным и удовлетворено за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Доводы Минфина России не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе Минфина России (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.02.2010, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А76-35462/2009-10-909/103 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 августа 2010 г. N Ф09-6470/10-С4 по делу N A76-35462/2009-10-909/103
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника