Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда А.В. Гусева, судей В.И. Задиоры, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием гражданина В.И. Нелюбина, обратившегося с запросом в Уставный Суд, В.Ю. Пенигина - представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, И.Н. Литвиновой - представителя Губернатора Свердловской области, С.В. Наймушина - представителя Правительства Свердловской области, как органов, принявших оспариваемые нормативные правовые акты,
рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения заявителя, представителей палат Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области, мнения приглашенных представителей: Министерства социальной защиты населения Свердловской области - Л.Н. Шипулиной, Уполномоченного по правам человека Свердловской области - В.А. Алферова, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Ветеран военной службы В.И. Нелюбин, 1953 года рождения, обратился в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об удостоверении прав получения мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями). По его мнению, оспариваемые нормативные правовые акты, с учетом практики их применения, нарушают его гарантированное Уставом Свердловской области право на социальную защиту (поддержку) как ветерана военной службы.
Как следует из представленных материалов и установлено в судебном заседании, заявителю, являющемуся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", после 1 января 2005 года было отказано в получении мер социальной защиты (поддержки), в том числе 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг и в праве на бесплатный проезд на всех видах городского общественного транспорта.
Вопрос о соответствии оспариваемых нормативных положений Уставу Свердловской области уже рассматривался Уставным Судом Свердловской области. В Определении от 19 января 2006 года, принятом по запросу ветерана труда В.Г. Домрачева, Уставный Суд, в частности, указал, что нормативное положение абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 16 мая 2005 года), согласно которому меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, не препятствует тем ветеранам труда, которые ранее имели право на социальную поддержку в соответствии с первой редакцией Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", продолжать пользоваться этим правом. Заявитель В.И. Нелюбин полагает, что данное Определение Уставного Суда применимо и к нему как к лицу, приравненному к ветеранам труда.
2. Федеральный закон "О ветеранах" (статья 1) устанавливает несколько категорий ветеранов, в числе которых ветераны военной службы и ветераны труда. До 1 января 2005 года права и льготы ветеранам труда предоставлялись на основании статьи 22 Федерального закона "О ветеранах", а меры социальной защиты ветеранов военной службы предусматривались Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Согласно статье 23 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) ветераны военной службы приобретали также право на льготы, установленные для ветеранов труда, то есть приравнивались к ним по льготам, лишь по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости.
При реформировании системы социальной защиты населения для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним (в том числе для ветеранов военной службы, достигших на 31 декабря 2004 года общеустановленного пенсионного возраста), с одной стороны, и для ветеранов военной службы, не достигших этого возраста, с другой стороны, были установлены различные правовые механизмы сохранения сложившегося уровня социальной защищенности. С 1 января 2005 года установление мер социальной защиты (поддержки) ветеранов труда, а также лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, было отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 1 декабря 2005 года N 521-О, от 23 мая 2006 года N 153-О и др.), ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, а условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на 31 декабря 2004 года.
Что касается ветеранов военной службы, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, то соответствующее обязательство осуществлять их социальную защиту (поддержку) у субъектов Российской Федерации отсутствует, поскольку для них федеральным законодательством введены специальные компенсационные механизмы и выплаты. Для этой категории ветеранов получение ряда льгот в натуральной форме (в том числе скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг) было отменено еще с 1 июля 2002 года (Федеральный закон от 7 мая 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот"), а льгота по бесплатному проезду в общественном транспорте - с 1 января 2005 года (пункт 12 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), с предоставлением соответствующих денежных компенсаций (Указы Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 года N 537, от 18 февраля 2005 года N 176, Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462, от 13 декабря 2005 года N 759).
Меры социальной поддержки, установленные статьей 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", так же, как и оспариваемые заявителем нормы Положения об удостоверении прав получения мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. N 1178-ПП, адресованы ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Определение Уставного Суда Свердловской области от 19 января 2006 года касается только ветеранов труда, получивших право на социальную поддержку в соответствии с прежней редакцией названного Областного закона. Заявитель, как ветеран военной службы, не достигший возраста, дающего право на пенсию по старости (для мужчин - 60 лет), к ним не относится. Настаивая на предоставлении ему мер социальной поддержки, он фактически ставит вопрос о внесении изменений в законодательство, касающихся признания ветеранов военной службы лицами, приравненными по льготам к ветеранам труда независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста. Между тем разрешение данного вопроса входит в компетенцию законодателя, а не Уставного Суда Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 2), 67 (подпункт 1 пункта 1), 70, 73, 75-77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производством дело по запросу гражданина Нелюбина В.И. о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшие инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Определение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 10 июня 2008 г. "По запросу гражданина Нелюбина В.И. о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями)"
Настоящее определение вступает в законную силу немедленно после его провозглашения
Текст определения опубликован в "Областной газете" от 18 июня 2008 г. N194 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 30 июля 2008 г., N 6-2 (2008), ст. 938