Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, A.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой, с участием заявителя В.Е. Бабкина, представителя Главы Березовского городского округа М.М. Колупаевой. представителя Думы Березовского городского округа М.В. Мякишевой, руководствуясь пунктом 4 статьи 59 Устава Свердловской области, статьями 3, 37, 72, 83, 84, 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области",
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. пункт 4 статьи 56 названного Устава
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 решения Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе" и пунктов 1.1 и 2.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203.
Заслушав в судебном заседании сообщение судьи-докладчика М.Н. Обрубовой. объяснения заявителя, представителей органов, принявших оспариваемый акт, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. Заявитель - гражданин Бабкин Виктор Евгеньевич - обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 решения Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе" (далее - Решение) и пунктов 1.1 и 2.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 (далее - Положение).
В ходе судебного заседания заявитель уточнил свои требования, заявив, что оспаривает Решение и Положение лишь постольку, поскольку в круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, не включены выборные должности - председателя исполнительного комитета Березовского городского Совета народных депутатов и председателя Березовского городского Совета народных депутатов.
В.Е. Бабкин на муниципальной службе не состоял, в связи с чем нормативные положения оспариваемых актов, регулирующих назначение и выплату пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, в его деле не применялись и применены быть не могли, не затрагивают его права, поэтому в данном деле не рассматриваются (статья 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области").
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда Свердловской области по настоящему делу являются положения пункта 2 Решения и пунктов 1.1 и 2.1 Положения, в той части, в какой ими регулируется назначение и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности.
2. Заявитель В.Е. Бабкин, 1937 года рождения, в период с 19 августа 1983 года по 11 мая 1987 года занимал выборную должность председателя исполкома Березовского городского Совета народных депутатов и по совместительству - председателя Березовского городского Совета народных депутатов. Был уволен в порядке перевода в территориальное объединение "Свердловскавтотранс". В настоящее время заявитель получает пенсию по старости и пенсию за выслугу лет как федеральный государственный гражданский служащий.
В.Е. Бабкин обратился в Думу Березовского городского округа и в Администрацию Березовского городского округа о назначении ему пенсии за выслугу лет, как выборному должностному лицу, за счет средств местного бюджета, в назначении пенсии ему было отказано на том основании, что у него в соответствии с Положением отсутствует право на ее получение.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление государственных пенсий и социальных пособий, к компетенции законодателя. Поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (части 2, 3 статьи 39).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; подпункты "ж", "н" статьи 24 Устава Свердловской области).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункты "ж", "н" статьи 24" имеется в виду "подпункты "ж", "н" части 1 статьи 24"
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. статью 24 названного Устава
На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Статья 40 данного закона устанавливает для выборного должностного лица местного самоуправления правовые, организационные, социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий. В ней не определены конкретные права, обязанности, виды гарантий, предоставляемых названному лицу. Конкретные гарантии закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В Законе Свердловской области от 29 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" предусмотрены конкретные гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, которые могут устанавливаться уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, за счет средств местного бюджета. Одной из таких гарантий является предоставление выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного пенсионного обеспечения, с учетом периода исполнения полномочий, в порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Свердловской области следует читать как "26 декабря 2008 года"
Уставом Березовского городского округа, принятым решением Березовской городской Думы от 27 июня 2005 года N 115, главе городского округа, при достижении им пенсионного возраста, устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается Положением, утвержденным решением Думы Березовского городского округа (подпункт 5 пункта 1, пункт 8 статьи 29).
Таким образом, Положение о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, принято в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах полномочий органов местного самоуправления.
3. Пунктом 2 Решения его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, а пунктам 1.1 Положения установлено, что оно регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе на момент вступления в силу Областного закона от 3 апреля 1996 года N 17-ОЗ "О муниципальной службе в Свердловской области".
Осуществляя правовое регулирование, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления должны руководствоваться статьей 90 Устава Свердловской области, определяющей, что местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности конституционных принципов равноправия и социальной справедливости.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регулируя условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, необходимо соблюдать конституционные принципы справедливости и равенства. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).
Нормативные положения о сроках, с которыми связывается возникновение права на получение пенсии за выслугу лет, установлены в пункте 2 Решения и пункте 1.1 Положения таким образом, что невозможно их однозначное понимание и применение, и это может породить злоупотребления и нарушения пенсионных прав граждан в силу их неопределенности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П и от 21 января 2010 года N 1-П).
Таким образом, нормы, устанавливающие в пункте 2 Решения и пункте 1.1 Положения сроки, означают, что лица, замещавшие муниципальные должности до указанных сроков, лишаются права на получение пенсии за выслугу лет. Тем самым данные положения нарушают конституционные принципы равноправия и справедливости и не соответствуют статье 90 Устава Свердловской области.
4. Пункт 2.1 Положения предусматривает, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности главы муниципального образования, выборного главы сельской (поселковой) администрации, депутата городской Думы, осуществляющего полномочия на постоянной основе, и уволенным в связи с прекращением полномочий.
В соответствии с законодательством РСФСР местные Советы народных депутатов разных уровней решали все вопросы местного значения.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов являлись их исполнительными и распорядительными органами и возглавлялись председателями. Исполнительные комитеты руководили государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления и отчитывались перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан (статьи 2, 85, 137, 138, 145, 147 Конституции РСФСР).
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (статьи 2, 36).
Таким образом, по функциональному, территориальному и иным критериям, а также по порядку наделения полномочиями должность главы муниципального образования тождественна должности председателя исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
Осуществляя правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления Березовского городского округа лишили права на пенсию за выслугу лет часть лиц, относящихся к той же категории, что и глава муниципального образования.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, различия в периодах работы и наименовании должности не могут быть отнесены к объективным и разумным оправданиям различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (Постановление от 16 июля 2007 года N 12-П).
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 2.1 Положения, в той мере, в какой он, устанавливая право на пенсию за выслугу лет главам муниципальных образований, не предусматривает такое же право для лиц. замещавших выборные должности, тождественные должности главы муниципального образования, нарушает конституционные принципы равенства и социальной справедливости, права граждан и не соответствует Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 90.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 4 статьи 59 Устава Свердловской области, статьями 11, 71, 72, 73, 77, 86 Закона Свердловской области от 6 мая 1997 года N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать не соответствующими статье 90 Устава Свердловской области пункт 2 решения Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе" и пункт 1.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203.
2. Признать не соответствующим статьям 2, 90 Устава Свердловской области пункт 2.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, утвержденного решением Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203, в той мере, в какой он, устанавливая право на пенсию за выслугу лет главам муниципальных образований, не предусматривает такое же право для лиц, замещавших выборные должности, тождественные должности главы муниципального образования.
3. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Свердловской области, либо воспроизводящих его. Положения этих нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
4. Дело заявителя В.Е. Бабкина о назначении ему пенсии за выслугу лет на основании Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, подлежит пересмотру в установленном порядке, если к этому нет иных препятствий.
5. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
6. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" и газете "Березовский рабочий".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 2 сентября 2010 г. N 1-3-4-2010 "По делу о соответствии Уставу Свердловской области пункта 2 решения Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе" и пунктов 1.1 и 2.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, в связи с запросом гражданина В.Е. Бабкина"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 8 сентября 2010 г. N 322-323 стр. 14, в "Собрании законодательства Свердловской области" от 15 октября 2010 г., N 9 (2010), ст. 1346