Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 августа 2010 г. N Ф09-6583/10-С3 по делу N А60-12/2010-С10
Дело N А60-12/2010-С10
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Токмаковой А.Н., судей Анненковой Г.В., Глазыриной Т.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2010 по делу N А60-12/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" - Анисимова О.Н. (доверенность от 01.06.2010);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - Коростелев А.Б. (доверенность от 28.01.2009 N 11-02).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центрально-Уральское" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.09.2009 N 02-1205 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 04.03.2010 (судья Шавейникова О.Э.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 747 772 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 (судьи Савельева Н.М., Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Налогоплательщик полагает, что судами и налоговым органом неверно определена кадастровая стоимость и ставка земельного налога в отношении земельных участков. Указывает, что при исчислении кадастровой стоимости земельных участков, отведенных под промышленную и жилую зоны, нужно руководствоваться постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов предприятия, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, предприятие имеет на праве постоянного пользования земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:0024, общей площадью 43,05 га, расположенный по адресу Свердловская область, г. Первоуральск, с. Новоалексеевское (свидетельство о государственной регистрации права от 02.06.1993 N 237).
В период с 21.07.2009 по 24.08.2009 инспекцией на основании решения от 21.07.2009 N 02-109/183 проведена выездная налоговая проверка предприятия за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 28.08.2009 N 02-1205 и вынесено решение от 22.09.2009 N 02-1205, согласно которому предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов в общей сумме 830 858 руб., доначислен земельный налог за 2006-2008 гг. в сумме 4 154 288 руб. и соответствующие пени в сумме 942 468 руб. 90 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 12.11.2009 N 1959/09 решение инспекции от 22.09.2009 N 02-1205 оставлено без изменения, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на землю признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков, и не перечисленных в п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 N 122 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Первоуральск" с учетом изменений, внесенных Решением Первоуральского городского Совета от 22.12.2005 N 176; Решением Первоуральской городской думы от 27.10.2006 N 258 "О внесении изменений в Решение Первоуральского городского Совета от 27.10.2005 N 122 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории городского округа Первоуральск" с учетом изменений, внесенных Решением Первоуральского городского Совета от 22.12.2005 N 176 (в редакции, действовавшей в 2007-2008 гг.) установлены ставки следующих размеров: 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых карьерами, горными выработками, отвалами вскрышных пород и отходов переработки полезных ископаемых, предоставленных для деятельности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых открытым способом. 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также з отношении земельных участков, занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства. 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункт 10 которых устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации целевая категория, как и разрешенное использование земель, могут быть изменены с разрешения компетентных органов или в порядке решения соответствующим государственным органом власти либо органом местного самоуправления.
Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Исходя из вышеперечисленных норм, на уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, возлагается обязанность по доведению до налоговых органов и налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. При этом у налоговых органов отсутствуют полномочия по изменению кадастровой стоимости земельных участков (ст. 31-33 Налогового кодекса Российской Федерации).
До внесения в установленном законом порядке в государственный земельный кадастр соответствующих изменений презюмируется правильность определения размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно письмам Территориального отдела N 10 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21.08.2009 N 02-08/23603, от 25.08.2009 N 01-13/2245, от 10.02.2010 N 01-14/198 (адресованные налоговому органу), от 16.10.2009 N 01-13/270 (адресованное заявителю), а также данным кадастрового плана земельного участка налогоплательщик имеет в пользовании земельный участок общей площадью 43,05 га (430 500 кв.м), кадастровая стоимость которого в период 2006-2008 гг. составляла 529 477 037 руб., разрешенное использование: для жилой и промышленной зоны. При этом кадастровая стоимость земель промышленной зоны (14,71 га) - 180 920 055 руб., земель жилой зоны (28,34 га) - 348 556 82 руб.
Судами установлено, что кадастровая стоимость участка с номером 66:58:0000000:0024 в период с 01.01.2006 по 31.12.2008 составляла 529 477 037 руб., на протяжении всего периода оставалась неизменной до вступления в силу постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, которым определена новая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:24 в сумме 181 468 665 руб. Указанное постановление вступило в законную силу с 01.01.2009, следовательно, утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков применяется в качестве налоговой базы с 01.01.2009 и не может распространяться на предшествующий налоговый период.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговый орган при исчислении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:0024 правомерно применил в проверяемом периоде (2006-2008 гг.) кадастровую стоимость в размере 529 477 037 руб.
Как следует из материалов дела, в налоговой отчетности по земельному налогу за 2006-2008 гг. предприятием исчислен налог за земельный участок, предоставленный под жилую зону, исходя из кадастровой стоимости 168 400 781 руб.
Доначисляя в оспариваемом решении земельный налог за указанный земельный участок, инспекция исходила из того, что его кадастровая стоимость составляет 348 556 982 руб.
Основанием для уменьшения налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка, занятого жилой зоной, явилось то обстоятельство, что часть данного участка занята жилым фондом, приватизированным гражданами. По мнению налогоплательщика, с момента приватизации жилого фонда обязанность по уплате земельного налога перешла на граждан-собственников жилого фонда и собственников земельных участков.
Отказывая в удовлетворении требований в данной части, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимого для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Судами установлено, что представленными в материалы дела договорами купли-продажи (передачи дома (доли дома)) в собственность граждан не предусмотрено, что границы земельного участка, необходимого для использования объекта, указываются в схематичном плане границ земельного участка, не определена ориентировочная площадь передаваемого земельного участка, не приложены схематичные планы границ земельного участка, необходимого для использования приобретаемого недвижимого имущества. В представленных договорах имеет лишь место ссылка на размер земельного участка на котором расположен объект недвижимого имущества, при этом без учета того продается доля дома, либо полностью дом.
Доказательства, подтверждающие возникновение права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками либо обязанности по уплате арендной платы у покупателей объектов недвижимости, в материалах дела не имеется.
Документов, подтверждающих отказ заявителя от права пользования земельными участками, в том числе, по договорам купли-продажи домов, не представлено. Равно как и не представлено каких-либо документов (в том числе актов органов местного самоуправления), подтверждающих разделение и передачу земельных участков гражданам. Передача права пользования прилегающими земельными участками в установленном порядке, предусмотренном ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации не оформлена.
Судами исследованы фактические обстоятельства, дана оценка доказательствам, в результате чего сделан вывод об отсутствии достаточных оснований считать решение инспекции в данной части недействительным.
В силу положений ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется полномочий для переоценки исследованных судами доказательств, установленных обстоятельств по делу и сделанных на их основе выводов судов.
Как следует из материалов дела, предприятие при исчислении земельного налога за 2008 год в отношении земельного участка площадью 14,71 га с кадастровой стоимостью 180 920 055 руб., предоставленного под промышленную зону, применило ставку налога в размере 0,1%, налоговый орган - 1,5%.
Судами исследованы представленные сторонами материалы, характеризующие деятельность налогоплательщика.
В результате суды пришли к выводу, что доказательств того, что земельный участок площадью 14,71 га занят карьерами, горными отвалами вскрышных пород и отходами переработки полезных ископаемых в 2008 году, не имеется.
Судами отмечено, что само по себе наличие у предприятия лицензии на осуществление добычи жильного кварца не может являться основанием для применения льготы в отношении земельного участка площадью 14,71 га.
В связи с отмеченным судом признано правомерным применение инспекцией к промышленной зоне ставки 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году.
При таких обстоятельствах судами обоснованно отказано в удовлетворении требований в указанной части.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2010 по делу N А60-12/2010-С10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Центрально-Уральское" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2010 г. N Ф09-6583/10-С3 по делу N А60-12/2010-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника