Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 августа 2010 г. N Ф09-6690/10-С6 по делу N А50-41514/2009
Дело N А50-41514/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Смирнова А.Ю., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.03.2010 по делу N А50-41514/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая фирма "Алмаз" (далее - общество) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы управления без участия представителя общества. Ходатайство удовлетворено на основании ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации г. Соликамска (далее - администрация) и управлению о признании незаконным отказа управления, изложенного в письме от 30.09.2009 N 4125, в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого муниципального имущества - нежилых помещений площадью 84,1 кв. м (в экспликации к плану нежилого помещения номера комнат со второй по десятую включительно) в здании, расположенном по адресу: г. Соликамск, ул. Северная, д. 70, и обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.03.2010 (судья Алексеев А.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным содержащийся в письме от 30.09.2009 N 4125 отказ управления в реализации обществом преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В удовлетворении требований к администрации отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, выводы судов о наличии намерений воспрепятствовать обществу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого объекта недвижимого имущества и о недоказанности включения спорного помещения в Перечень недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Соликамского городского округа, не подлежащего отчуждению и предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный решением Соликамской городской Думы от 19.11.2008 N 509 (далее - Перечень), не основаны на материалах дела.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить в силе.
Как установлено судами при рассмотрении спора, между Управлением недвижимости администрации и обществом заключен договор на аренду недвижимого имущества муниципальной собственности г. Соликамска от 09.08.2001 N 1179, согласно которому обществу во временное пользование на срок с 16.09.2001 до 16.09.2006 переданы нежилые помещения площадью 87 кв.м (в экспликации к поэтажному плану первого этажа номера комнат: 2-10 площадью 84,1 кв. м и места общего пользования 2,9 кв. м), расположенные в здании по адресу: г. Соликамск, ул. Северная, д. 70, для использования под ювелирный магазин, ломбард.
Помещения переданы обществу по акту сдачи-приемки (т. 1, л. д. 21, оборот).
Данный договор зарегистрирован 25.09.2001, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись N 59-1/06-15/2001-481.
Дополнительным соглашением от 20.09.2006 N 2382 к данному договору срок его окончания установлен сторонами 17.09.2006.
Впоследствии между управлением и обществом заключен договор на аренду недвижимого имущества муниципальной собственности г. Соликамска от 20.09.2006 N 1860, согласно которому обществу во временное пользование на срок с 18.09.2006 по 18.09.2011 переданы помещения площадью 84,1 кв. м (в экспликации к плану нежилого помещения номера комнат со второй по десятую включительно) в здании, расположенном по адресу: г. Соликамск, ул. Северная, д. 70, для использования в целях: ювелирный магазин, комиссионная торговля.
Данные помещения переданы обществу по акту сдачи-приемки от 18.09.2006 (т. 1,л. д. 26).
Договор аренды от 20.09.2006 N 1860 зарегистрирован 18.11.2006, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись N 59-59/15/042/2006-449.
Общество обратилось в управление с заявлением от 25.09.2009 N 37 о выкупе арендуемого им объекта недвижимости. Данное заявление получено управлением 25.09.2009.
В письме от 30.09.2009 N 4125 управление сообщило обществу об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, сославшись на то, что спорный объект включен в Перечень, что является препятствием для приватизации данного имущества.
Полагая, что отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендованного имущества не соответствует Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008. N 159-ФЗ) и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
В силу ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 149-ФЗ, действовавшей на момент обращения общества) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в п. 1 данной статьи; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частями 2, 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий этим требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденные перечни государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. При получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае если заявитель не соответствует установленным ст. 3 названного Закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Как следует из ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Спорный объект недвижимого имущества находится во владении общества более двух лет до дня вступления в силу Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Данное обстоятельство управлением не оспаривается.
Исследовав и оценив в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в частности Перечень, в который включены следующие помещения, расположенные в здании по адресу: г. Соликамск, ул. Северная, д. 70: комнаты 1-10 в правом крыле первого этажа площадью 84,1 кв. м, согласно приложению 1; комнаты 1-51 в левом крыле первого этажа площадью 1013 кв. м согласно приложению 2; комнаты 1-33 в левом крыле второго этажа согласно приложению 3; часть комнаты 5, комнаты 6-9, 12, часть комнаты 14, комнаты 15-18, 22, 23 площадью 139,3 кв. м в правом крыле второго этажа согласно приложению 4; часть комнаты 5, комнаты 1-4, комнаты 10, 11, комната 13, часть комнаты 14, комнаты 19, 20, 21 площадью 250,3 кв. м в правом крыле второго этажа согласно приложению 5; технический паспорт нежилого здания (строения) N 70 по ул. Северная, составленный по состоянию на 12.09.2007, в котором указано, что общество фактически занимает нежилые помещения N 59-67 площадью 79,5 кв. м; кадастровый паспорт от 13.10.2008, согласно которому общая площадь здания по адресу: г. Соликамск, ул. Северная, д. 70 составляет 1681,9 кв. м, суды установили, что доказательства включения в перечень помещений, арендуемых обществом, отсутствуют.
Доказательств иного в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что отказ управления в реализации обществом преимущественного права на приобретение в собственности арендуемых помещений в связи с включением этих помещений в Перечень не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующие доводы являлись предметом оценки в апелляционном суде и обоснованно отклонены.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.03.2010 по делу N А50-41514/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных отношений администрации г. Соликамска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2010 г. N Ф09-6690/10-С6 по делу N А50-41514/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника