Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 24 августа 2010 г. N Ф09-6403/10-С5 по делу N А71-1210/2010-Г21
Дело N А71-1210/2010-Г21
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вербенко Т.Л., судей Сирота Е.Г., Пановой Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования г. Ижевск в лице Управления финансов администрации г. Ижевска на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2010 по делу N А71-1210/2010-Г21 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество "Удмуртская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному учреждению здравоохранения Медико-Санитарная часть N 8" (далее - учреждение здравоохранения) о взыскании 193 850 руб. 50 коп. долга за поставленную электроэнергию в период с августа по ноябрь 2009 года, 4 351 руб. 54 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец отказался от иска в части взыскания суммы основного долга, и увеличил размера иска в части взыскания процентов до 6 259 руб. 95 коп. за период с 20.08.2009 31.01.2010.
Определением суда от 01.03.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска.
Решением суда от 24.03.2010 (судья Сидоренко О.А.) принят отказ общества "Удмуртская энергосбытовая компания" от иска в части взыскания долга. Производство по делу в указанной части прекращено. С муниципального учреждения в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 2 149 руб. 12 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежным средствами. С муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" взыскано 4 110 руб. 83 коп. процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 (судьи Соларева О.Ф., Шварц Н.Г., Назарова В.Ю.) решение суда изменено. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Принять заявленный обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" отказ от иска в части взыскания долга в сумме 193 850 руб. 50 коп., производство по делу в указанной части прекратить. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с муниципального учреждения в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" 2 149 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежным средствами. Взыскать с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за чет казны муниципального образования "Город Ижевск" в пользу общества "Удмуртская энергосбытовая компания" 4 110 руб. 83 коп. процентов за пользование чужими денежным средствами.
В кассационной жалобе муниципальное образование г. Ижевск в лице Управления финансов администрации г. Ижевска просит судебные акты отменить в части взыскания с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск", и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение. Заявитель, ссылаясь на ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает, что от имени муниципального образования "Город Ижевск" в суде должно выступать Управление здравоохранения администрации г. Ижевска. Заявитель указывает, что управление финансов администрации г. Ижевска в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является финансовым органом, организующим исполнение бюджета, а не органом, исполняющим бюджет.
Как установлено судом, между обществом "Удмуртская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и муниципальным учреждением (потребитель) заключен договор энергоснабжения (для потребителей, финансируемых за счет средств местного бюджета) от 01.07.2009 N 1358 (в редакции протоколо разногласий, протокола урегулирования разногласий и дополнительных соглашений), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах утвержденных лимитов бюджетного финансирования, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной сетевой организацией, а потребитель - принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги.
Во исполнение условий договора энергоснабжения общество "Удмуртская энергосбытовая компания" в период с августа по ноябрь 2009 года поставило ответчику электроэнергию и предъявило к оплате счета-фактуры.
Обязательство по оплате электрической энергии исполнено ответчиком ненадлежащим образом, его задолженность согласно расчету истца составила 193 850 руб. 50 коп.
В письме от 24.09.2009 N 38/4366 общество "Удмуртская энергосбытовая компания" направило претензию муниципальному учреждению с требованием о погашении долга, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества "Удмуртская энергосбытовая компания" с иском о взыскании задолженности и процентов.
В связи с погашением суммы задолженности истец заявил отказ от иска в части взыскания основного долга.
В связи с несвоевременной оплатой полученной электрической энергии истец просит арбитражный суд взыскать с ответчиков 6 259 руб. 95 коп. процентов, начисленных на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 7.4 договора энергоснабжения от 01.07.2009 N 1358 за период с 20.08.2009 31.01.2010.
Суд первой инстанции взыскал с муниципального учреждения 2 149 руб. 12 коп. процентов и с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска 4 ПО руб. 83 коп. процентов, исходя из того, что между сторонами заключен муниципальный контракт, ответчики несвоевременно оплатили поставленную электроэнергию, установлена вина ответчиков в ненадлежащем исполнении обязательства по оплате, с момента предъявления муниципальным учреждением платежных поручений в Управление финансов Администрации города Ижевска ответственность за несвоевременную их оплату должно нести муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Однако с учетом того, что взыскание процентов с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска должно производиться за счет казны муниципального образования "Город Ижевск", решение в этой части суд апелляционной инстанции изменил.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от их исполнения не допускается (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
В соответствии с п. 5.4 договора в редакции протокола урегулирования разногласий расчетный период - месяц с 1 по 30 (31) число. Оплата за потребляемую электрическую энергию производится в объеме выделенных лимитов, путем списания денежных средств с лицевого счета потребителя, открытого в Управлении финансов администрации города Ижевска. Плата за электрическую энергию производится потребителем платежными поручениями в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Гарантирующий поставщик направляет потребителю 5-10 числа месяца, следующего за расчетным, счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии.
Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденного приказом Управления финансов администрации города Ижевска от 27.03.2008 N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами банка России, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, судами установлено, что платежные поручения на оплату поставленной электроэнергии направлены муниципальным учреждением в Управление финансов администрации города Ижевска по истечении срока, предусмотренного сторонами в п. 5.4 договора. Кроме того, Управление финансов администрации города Ижевска оплатило платежные поручения не сразу, а по истечении некоторого времени.
Таким образом, суды сделали верный вывод о просрочке в оплате долга как со стороны муниципального учреждения в связи с несвоевременным направлением платежных документов Управлению финансов администрации города Ижевска, так и самого Управления финансов администрации города Ижевска в части своевременной оплаты указанных платежных поручений (ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, установив вину обоих ответчиков в ненадлежащем исполнении обязательств по оплате, суды пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования о взыскании процентов подлежат удовлетворению за счет муниципального учреждения и муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов администрации города Ижевска.
При этом довод заявителя кассационной жалобы о том, что представлять муниципальное образование в суде должно Управление здравоохранения администрации г. Ижевска, а не Управление финансов администрации г. Ижевска, несостоятелен в силу следующего.
Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающего порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального.
В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
При таких обстоятельствах судами сделан верный вывод о том, что надлежащим представителем муниципального образования "Город Ижевск" в суде является Управление финансов администрации г. Ижевска.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, основания для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 по делу N А71-1210/2010-Г21 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования г. Ижевск в лице Управления финансов администрации г. Ижевска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2010 г. N Ф09-6403/10-С5 по делу N А71-1210/2010-Г21
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника