Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 августа 2010 г. N Ф09-6720/10-С6 по делу N А71-20360/2009
Дело N А71-20360/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Мындря Д.И., Семеновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" (далее - общество "Чепецкий механический завод") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.03.2010 по делу N А71-20360/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Чепецкий механический завод" - Лапин С.В. (доверенность от 05.05.2010 N 160-02/050).
Общество "Чепецкий механический завод" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) об исправлении кадастровой ошибки от 17.03.2009 N 1828/09-14, 1828/09-15, 1828/09-16, 1828/09-17, 1828/09-18, 1828/09-19, 1828/09-20, от 18.03.2010 N 1828/09-21, 1828/09-22, 1828/09-23, от 20.03.2009 N 1828/09-72, 1828/09-74, 1828/09-75, 1828/09-76, от 23.03.2009 N 1828/09-99, от 24.03.2009 N 1828/09-107; а также об обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, и арифметических значений кадастровой стоимости соответствующих земельных участков (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республик от 31.03.2010 (судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения Управления Росреестра об исправлении кадастровой ошибки от 17.03.2009 N 1828/09-14, 1828/09-15, 1828/09-16, 1828/09-17, 1828/09-18, 1828/09-19, N 1828/09-20, от 18.03.2009 N 1828/09-21, 1828/09-22, 1828/09-23, от 20.03.2009 N 1828/09-72, 1828/09-74, 1828/09-75, 1828/09-76, от 23.03.2009 N 1828/09-99, от 24.03.2009 N 1828/09-107 как не соответствующие действующему законодательству. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 (судьи Скромова Ю.В., Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф.) решение суда отменено в обжалуемой части, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе общество "Чепецкий механический завод" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 6, 13, 64, 65, 69, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 7, 16, 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре N 221-ФЗ), п. 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что суд первой инстанции, делая правильный вывод об отсутствии кадастровой ошибки в отчете Пермского филиала федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ "Земля", в то же время, не принял во внимание и не дал оценки тому, что в протоколах выявления кадастровой ошибки удельные показатели кадастровой стоимости полностью не соответствуют ранее утвержденным удельным показателям (постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275), а сами изменения внесены в государственный земельный кадастр до вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116, в связи с чем неправильно установил, что основанием для внесения измененных сведений относительно кадастровой стоимости земельных участков является нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Общество "Чепецкий механический завод" полагает незаконным и необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемые им решения не являются ненормативными актами, которыми могут быть нарушены права и законные интересы данного общества. Кроме того, заявитель указывает, что апелляционный суд не обосновал со ссылкой на нормы материального права, в силу каких обстоятельств Правительство Удмуртской Республики могло не признать наличие в отчете кадастровой ошибки и не принять нормативный правовой акт, а также не принял во внимание и не дал оценку тому обстоятельству, что фактически совокупными действиями Управления Росреестра и Правительства Удмуртской Республики была восстановлена кадастровая стоимость земельных участков, которая действовала до 2009 года и ранее утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики N 181.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельные участки, в отношении которых осуществлен кадастровый учет и внесены сведения о кадастровой стоимости данных участков, принадлежат обществу "Чепецкий механический завод" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.12.2003 серии 18 АА N 476668, 476669, от 30.12.2003 серии 18 АА N 476999, 477000, от 05.01.2004 серии 18 АА N 486051, 486052, от 06.01.2004 серии 18 АА N 486083, от 12.01.2004 серии 18 АА N 486237, 486245, от 01.03.2004 серии 18 АА N 499814, 499815, от 25.02.2004 серии 18 АА N 499386, 499387, от 25.03.2004 серии 18 АА N 507669, от 18.07.2006 серии 18 ААN 279219.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике.
В письме от 07.07.2009 N 01-28/02023 глава администрации "Город Глазов" сообщил обществу "Чепецкий механический завод" о том, что в связи с выявлением кадастровой ошибки при проведении работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земельных участков земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116 внесены изменения в отношении кадастровой стоимости земельных участков, которая увеличилась.
В адрес заявителя от межрайонной инспекции N 2 Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 28.08.2009 поступили сообщения (требования) N 170, 486 о необходимости внести в течении пяти рабочих дней со дня их получения изменения в налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2009 года ввиду изменения кадастровой стоимости земельных участков, исходя из которой исчисляется налог.
С целью выяснения причин и оснований увеличения кадастровой стоимости общество "Чепецкий механический завод" обратилось с письменным запросом от 03.11.2009 N 104-14/8223 в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике.
Управление Росреестра, отвечая на данный запрос в письме от 26.11.2009 N 03-14/59, сообщило, что в процессе экспертизы исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земельных участков земель населенных пунктов Пермским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "ФКЦ "Земля" об определении кадастровой стоимости земельных участков установлена ошибка, которая заключается в определении значений факторов стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах.
Одновременно с ответом на вышеуказанный запрос, в подтверждение факта исправления кадастровой ошибки Управление Росреестра направило в адрес общества "Чепецкий механический завод" оспариваемые решения и протоколы "О выявлении кадастровой ошибки" по 16 земельным участкам (от 17.03.2009 N 1828/09-14, 1828/09-15, 1828/09-16, 1828/09-17, 1828/09-18, 1828/09-19, N 1828/09-20, от 18.03.2009 N 1828/09-21, 1828/09-22, 1828/09-23, от 20.03.2009 N 1828/09-72, 1828/09-74, 1828/09-75, 1828/09-76, от 23.03.2009 N 1828/09-99, от 24.03.2009 N 1828/09-107).
Общество "Чепецкий механический завод", ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая, что увеличение кадастровой стоимости осуществлено на основании вышеназванных решений Управления Росреестра, не соответствующих требованиям действующего законодательства, в результате чего нарушены его права, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными решений Управления Росреестра, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии их требованиям ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ, п. 13 Административного Регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, п. 48, 51 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пунктов 48, 51 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 35 имеются в виду пункты 48, 51 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного указанным Постановлением
Отказывая в удовлетворении требований в части обязания Управления Росреестра внести в государственный кадастр недвижимости сведения об удельных показателях кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275, и арифметических значений кадастровой стоимости соответствующих земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, следовательно, основанием для изменения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сведениях государственного кадастра недвижимости является акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не решение Управления Росреестра по Удмуртской Республике.
Отменяя решение суда в части удовлетворения требований заявителя о признании незаконными решений Управления Росреестра, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения о необходимости устранения кадастровой ошибки не являются ненормативными актами, которыми могут быть нарушены права и законные интересы общества "Чепецкий механический завод" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, апелляционный суд указал, что возможность обжалования таких решений не предусмотрена ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отменены постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Пунктом 10 указанных Правил кадастровой оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами кадастровой оценки земель Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 24.11.2008 N 275, которым по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Удмуртской Республике; удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике; средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе муниципальных образований и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10-17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Статьей 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Судом установлено, что оспариваемые решения Управления Росреестра являются решениями о необходимости устранения кадастровой ошибки. Данные решения направлены в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки.
Основанием внесения изменений в государственный кадастр недвижимости послужило постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.05.2009 N 116, принятое по результатам проверки соответствующих сведений о наличии ошибки, и направленное в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые заявителем решения Управления Росреестра не являются основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем они сами по себе не порождают для правообладателя земельных участков каких-либо прав и не возлагают на него каких-либо обязанностей, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что данные решения не являются ненормативными актами, которыми могут быть нарушены права и законные интересы общества "Чепецкий механический завод".
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к оценке законности действий Управления Росреестра по выявлению кадастровой ошибки и по ее устранению, что, как правильно указано судом апелляционной инстанции, не является предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем подлежат отклонению.
Ссылка общества "Чепецкий механический завод" на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, также подлежит отклонению, поскольку иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о его неправильном применении судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб.
Поскольку заявителем при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 17 000 руб. по платежному поручению от 23.06.2010 N 4104, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 16 000 руб. подлежит возврату обществу "Чепецкий механический завод" из федерального бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу N А71-20360/2009 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Чепецкий механический завод" из федерального бюджета 16 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 23.06.2010 N 4104, которое находится в материалах дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 августа 2010 г. N Ф09-6720/10-С6 по делу N А71-20360/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника