Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Д.Н. Разина с участием заявительницы С.С. Беляевой, направившей запрос в Уставный Суд, и ее представителей адвокатов Л.Б. Гудовичевой и А.В. Сухнева, представителя Екатеринбургской городской Думы как органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, адвоката А.С. Сергеева
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3 и 9.1 Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы 9 сентября 1997 года N 23/1.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения С.С. Беляевой, представителей сторон, выступления приглашенных: от Правительства Свердловской области кандидата юридических наук И.Н. Литвиновой, от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Свердловской области К.Ю. Константинова, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. Гражданка С.Л. Лукошкова, проживающая в городе Екатеринбурге, обратилась в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3 и 9.1 Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее Положение), утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы 9 сентября 1997 года N 23/1.
Пункт 3 Положения устанавливает, что предоставление (передачу) земель на территории муниципального образования "город Екатеринбург" осуществляет администрация города в лице Главы города, за исключением случаев, изложенных в пункте 4 настоящего Положения (когда эти полномочия от имени городской администрации выполняют главы администраций районов города Екатеринбурга).
Пунктом 9.1 Положения предусмотрено, что арендодателем земельных участков (кроме предоставляемых в соответствии с пунктом 4 Положения главами администраций районов города на срок до трех лет для размещения временных объектов торгового назначения, сферы услуг и металлических гаражей) от лица муниципального образования является администрация города Екатеринбурга.
Заявительница полагает, что оспариваемые пункты не соответствуют статьям 10, 24, 92 Устава Свердловской области, поскольку федеральным и областным законами не произведена передача земель в муниципальную собственность. В связи с этим весь земельный фонд на территории Свердловской области находится в распоряжении органов государственной власти. Полномочия по распоряжению землями в границах местного сообщества органам местного самоуправления законодательством не предоставлены. Поэтому наделение пунктами 3 и 9.1 Положения администрации города Екатеринбурга (в лице Главы города) правом предоставления (передачи) и сдачи в аренду любого земельного участка на территории муниципального образования является вмешательством в компетенцию органов государственной власти. Главой города Екатеринбурга принято постановление о предоставлении земельного участка гаражно-строительному кооперативу вблизи места жительства заявительницы, чем затрагиваются ее интересы и нарушаются права на благоприятные условия существования.
С аналогичными требованиями в Уставный Суд обратилась гражданка С.С. Беляева. На основании статьи 48 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" дела по обращениям С.Л. Лукошковой и С.С. Беляевой были соединены для рассмотрения в одном производстве.
2. Оспариваемые заявительницами нормы устанавливают, что в отношениях между муниципальным образованием и землепользователями при предоставлении в пользование и в аренду земельных участков на территории города Екатеринбурга от имени муниципального образования выступает Глава города, а в некоторых случаях - главы администраций районов. Само же право муниципального образования распоряжаться землями на его территории оспариваемыми пунктами Положения не регулируется.
Распределение компетенции между органами и должностными лицами местного самоуправления не затрагивает интересов тех граждан, которые не являются участниками отношений по предоставлению им земельных участков.
Из обращений граждан С.Л. Лукошковой и С.С. Беляевой, а также из объяснений С.С. Беляевой в судебном заседании следует, что заявительницы не являются землепользователями, а лишь проживают на территории муниципального образования "город Екатеринбург", то есть не относятся к участникам отношений, на которых распространяется действие рассматриваемых норм.
Права и интересы заявительниц, в частности право на благоприятную окружающую среду, могли быть нарушены при предоставлении в пользование земельных участков, а также землепользователями при их эксплуатации, то есть конкретными действиями или решениями соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления, а также лицами, осуществляющими землепользование. Восстановление в этих случаях нарушенных интересов производится судами общей юрисдикции в порядке обжалования действий и решений органов и должностных лиц либо в исковом производстве о восстановлении нарушенных землепользователями прав граждан. По объяснению С.С. Беляевой такое дело в настоящее время находится в производстве судов общей юрисдикции.
Запросы С.Л. Лукошковой и С.С. Беляевой не могут быть признаны отвечающими критерию допустимости, поскольку согласно статье 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" граждане обладают правом на обращение в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области нормативного акта или отдельных его положений только в случае, если права граждан нарушаются этим нормативным актом, примененным или подлежащим применению в их конкретном деле. Применения оспариваемых пунктов 3 и 9.1 Положения в конкретных делах заявительниц, когда бы затрагивались их права и интересы, не установлено.
В соответствии со статьей 67 (подпункт 1 пункта 1) Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" производство по данному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 44, 70, 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производство по делу по запросам граждан Лукошковой Светланы Леонидовны и Беляевой Светланы Станиславовны о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 3 и 9.1 Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы 9 сентября 1997 года N 23/1.
2. Определение по данному делу является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председатель Суда |
В.И. Задиора |
Судьи |
А.В. Гусев Н.А. Жилин Д.Н. Разин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 5 декабря 2000 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 3 и 9.1 Положения "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы 9 сентября 1997 года N 23/1"
Текст определения опубликован в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области" N 2(4) 2001 г.