Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6736/10-С2 по делу N А47-8437/2009
Дело N А47-8437/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Наумовой Н.В., судей Артемьевой Н.А., Беликова М.Б.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.03.2010 по делу N А47-8437/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - ЗАО "Оренбургнефть", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 21.05.2009 N 15.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - ОАО "Оренбургнефть").
Решением суда от 30.03.2010 (судья Шабанова Т.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель кассационной жалобы считает, что ЗАО "Оренбургнефть" не подтвердило факт возникновения кредиторской задолженности перед ОАО "Оренбургнефть" и необоснованно предъявило к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС). Также инспекция указывает, что из совокупности обстоятельств следует, что действия ЗАО "Оренбургнефть" были направлены не на реальное осуществление хозяйственных операций, а на создание необходимого пакета документов, дающего право на получение налоговых вычетов по НДС, что в силу правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
ЗАО "Оренбургнефть" и ОАО "Оренбургнефть" представили отзывы на кассационную жалобу, в которых указали, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласны, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Оренбургнефть", по результатам которой составлен акт от 18.03.2009 N 17 и вынесено решение от 21.05.2009 N 15, которым ЗАО "Оренбургнефть" в том числе, привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), штрафу 573 963 руб. за неполную уплату НДС, также ЗАО "Оренбургнефть" предложено уплатить доначисленный НДС в сумме 3 279 788 руб. и 777 657 руб. пеней, начисленных на основании ст. 75 Кодекса за нарушение сроков уплаты НДС.
Основанием для принятия решения налогового органа послужили выводы о том, что налогоплательщиком нарушены подп. 1 п. 2 ст 171, п. 1 ст. 172 Кодекса и в связи с этим необоснованно предъявлен к вычету НДС в налоговых декларациях за 2006 - 2007 годы со стоимости товаров, включенных в книгу покупок по счетам-фактурам, полученным от ОАО "Оренбургнефть" за 2001 -2002 годы, в сумме 3 279 788 рублей. Налогоплательщик документально не подтвердил наличие кредиторской задолженности перед ОАО "Оренбургнефть" по счетам-фактурам, указанным в Приложении N 1 к решению. В ходе проверки было установлено, что имеются расхождения в номерах и датах счетов-фактур, отраженных в книгах покупок, акте инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 31.12.2005, акте сверки между ЗАО "Оренбургбурнефть" и ОАО "Оренбургнефть" на 31.12.2005; документы, подтверждающие оплату счетов-фактур, содержат реквизиты счетов-фактур, которые отличаются от реквизитов счетов-фактур, по которым заявлены налоговые вычеты; первичные документы (товарно-транспортные накладные) составлены с нарушением требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, поэтому не могут подтверждать факт принятия к учету товаров по спорным счетам-фактурам; акт инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 31.12.2005 не подтверждает наличие кредиторской задолженности налогоплательщика по спорным счетам-фактурам.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 30.07.2009 N 17-17/13067 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено. Апелляционная жалоба ЗАО "Оренбургнефть" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "Оренбургнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что налогоплательщиком подтверждено право на получение налоговых вычетов по НДС.
Судами установлено, что у ЗАО "Оренбургнефть" имелась кредиторская задолженность перед ОАО "Оренбургнефть", что подтверждается актом инвентаризации кредиторской задолженности в сумме 327 560 450 руб. 26 коп., числившейся за обществом на 31.12.2005, в том числе по поставщику ОАО "Оренбургнефть" в сумме 245 844 115 руб. 66 коп.; бухгалтерским балансом ЗАО "Оренбургнефть" на 31.12.2005; накопительной ведомостью по счету 60 на 31.12.2005 по контрагенту ОАО "Оренбургнефть" на сумму 245 844 115 руб. 66 коп. и соглашением о рассрочке погашения задолженности от 03.11.2003г. N 1943, заключенным между ЗАО "Оренбургнефть" и ОАО "Оренбургнефть".
Пунктом 1 ст. 171 Кодекса предусмотрено право плательщика НДС уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на вычет у налогоплательщика возникает при соблюдении следующих условий: подтверждение приобретения товара и его оприходования; наличия счетов-фактур, оформленных в соответствии с требованиями ст. 169 Кодекса; подтверждением факта оплаты по операциям до 01.01.2006.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ " О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" по состоянию на 1 января 2006 года налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. По результатам инвентаризации определяются дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 2 вышеуказанного закона установлено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу настоящего Федерального закона момент определения налоговой базы как день оплаты, включают в налоговую базу денежные средства, поступившие до 1 января 2008 года в счет погашения задолженности, указанной в части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ если до 1 января 2008 года дебиторская задолженность не была погашена, она подлежит включению налогоплательщиком в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года.
Налогоплательщики налога на добавленную стоимость, указанные в части 2 настоящей статьи, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до вступления в силу настоящего Федерального закона, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).
В силу ч. 9 ст. 2 указанного закона если до 1 января 2008 года налогоплательщик не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 1 января 2006 года, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.
С учетом совокупности доказательств, входящих в предмет доказывания, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 2, 4, 9, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что налогоплательщиком соблюдены условия, являющиеся основанием для получения налогового вычета по НДС. Суды, на основании оценки акта инвентаризации кредиторской задолженности и бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2005, накопительной ведомости по счету 60 по состоянию на 31.12.2005, журнала регистрации хозяйственных операций по контрагенту ОАО "Оренбургнефть" признали достоверность факта оприходования налогоплательщиком товаров и наличия кредиторской задолженности перед ОАО "Оренбургнефть".
При этом суды правильно указали, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, применительно к исполнению положений Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ, не содержит какого-либо конкретного перечня документов, которым налогоплательщик должен подтвердить факт оприходования товарно-материальных ценностей.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соблюдении налогоплательщиком требований, установленных ст. 172 Кодекса, при использовании права на вычет по налогу на добавленную стоимость и об отсутствии у инспекции оснований для отказа в вычетах и привлечения общества к налоговой ответственности.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как по существу сводятся к иной оценке доказательств, исследованных и оцененных судами в соответствии с нормами ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в соответствии с нормами ст. 286, п. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.03.2010 по делу N А47-8437/2009 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 сентября 2010 г. N Ф09-6736/10-С2 по делу N А47-8437/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника