Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 31 августа 2010 г. N Ф09-6891/10-С6 по делу N А50-1214/2010
Дело N А50-1214/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И., судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2010 по делу N А50-1214/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Уралсервис" (далее - общество "Уралсервис") - Куликова М.Н. (доверенность от 17.11.2009), Козлова Е.А. (доверенность от 17.11.2009).
Общество "Уралсервис" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к департаменту земельных отношений, Департаменту планирования и развития территории города Перми (далее - департамент планирования территории) о признании незаконным распоряжения департамента земельных отношений от 28.12.2009 N 2259 "Об отмене распоряжения начальника Департамента планирования и развития территории г. Перми от 15.09.2009 N 122 "О предварительном согласовании обществу "Уралсервис" места размещения объекта".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2010 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое распоряжение департамента земельных отношений от 28.12.2009 N 2259 признано незаконным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент земельных отношений просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 82, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, суды при рассмотрении настоящего дела не полно выяснили обстоятельства дела, а именно наличие либо отсутствие условий, необходимых в соответствии с п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение о предоставлении земельных участков). При этом, как указывает заявитель, в материалах дела представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии на спорном земельном участке предполагаемого к реконструкции объекта недвижимости. С целью подтверждения указанного обстоятельства департаментом земельных отношений было заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы, которое, как полагает заявитель, неправомерно отклонено судом апелляционной инстанции. Поскольку, как считает департамент земельных отношений, фактически обществом "Уралсервис" предполагается не реконструкция существующего административного здания, а строительство нового объекта, распоряжение департамента планирования территории от 15.09.2009 N 122 "О предварительном согласовании обществу "Уралсервис" места размещения объекта" не соответствует п. 4.2 названного Положения, ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и правомерно на основании ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон о местном самоуправлении N 131-ФЗ) отменено департаментом земельных отношений путем издания оспариваемого распоряжения.
В отзыве общество "Уралсервис", ссылаясь на необоснованность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Уралсервис" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 77 "а": земельный участок общей площадью 1167, 2 кв.м с кадастровым номером 59:01:44 1 0137:0013; одноэтажное кирпично-шлакоблочное административное здание площадью 50, 7 кв.м (литера А); одноэтажное кирпично-гипсоблочное здание склада площадью 24, 3 кв.м (литера Д); одноэтажный ангар площадью 128, 3 кв.м (литера Б).
По результатам выбора земельного участка в целях проведения необходимых процедур согласования и определения условий использования земельного участка площадью 1145 кв.м для реконструкции административного здания по вышеназванному адресу 01.07.2009 оформлен акт выбора земельного участка N 3-Л.
Распоряжением департамента планирования территории от 15.09.2009 N 122 обществу "Уралсервис" предварительно согласовано место размещения объекта - реконструкции административного здания, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Луначарского, д. 77 "а", утвержден акт выбора земельного участка площадью 1145 кв.м от 01.07.2009 N 3-Л.
Распоряжением департамента земельных отношений от 28.12.2009 N 2259 на основании ст. 48 Закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ распоряжение департамента планирования от 15.09.2009 N 122 отменено.
Общество "Уралсервис", полагая, что данное распоряжение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 48 Закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
При этом реализация органами местного самоуправления полномочий, предоставленных п. 1 ст. 48 Закона о местном самоуправлении N 131-ФЗ, не может ставиться в зависимость от их усмотрения. Отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления в порядке самоконтроля допустима лишь в связи с допущенными нарушениями законодательства при издании ранее принятого акта.
В силу п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в отношении дополнительных земельных участков к основному земельному участку - для реконструкции (расширения) существующего объекта капитального строительства или строительства пристройки к существующему объекту капитального строительства при соблюдении одновременно следующих условий: если основной земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности или ином законном праве; если указанный объект капитального строительства принадлежит заявителю на праве собственности; если отсутствует возможность использования такого земельного участка другими лицами (в том числе отсутствует возможность формирования такого земельного участка как самостоятельного).
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судами установлено, что основание для отмены распоряжения департамента планирования территории от 15.09.2009 N 122 о предварительном согласовании места размещения объекта в распоряжении от 28.12.2009 N 2259 не указано. Обосновывая законность оспариваемого распоряжения в настоящем деле, департамент земельных отношений ссылался на отсутствие на основном земельном участке объекта недвижимости, подлежащего реконструкции.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе, акты проверок департаментом земельных отношений использования земельного участка от 29.10.2008, от 28.01.2009, справку муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" от 21.01.2010, заключение общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания "Эксперт" по результатам визуального обследования в декабре 2009 года спорного земельного участка, пришли к выводу о недоказанности довода департамента земельных отношений об отсутствии объекта.
Судами также принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возможности использования спорного земельного участка другими лицами, в том числе возможности формирования такого земельного участка как самостоятельного объекта.
С учетом этого суды пришли к верному выводу о недоказанности департаментом земельных отношений (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) нарушения условий, предусмотренных п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков, при принятии департаментом планирования территории распоряжения от 15.09.2009 N 122 о предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, департаментом земельных отношений в настоящем деле не доказана невозможность предоставления спорного земельного участка обществу "Уралсервис" с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном земельным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии у департамента земельных отношений законных оснований для принятия оспариваемого распоряжения от 28.12.2009 N 2259 и отмены распоряжения департамента планирования территории от 15.09.2009 N 122 о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования общества "Уралсервис".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка заявителя на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 82, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с необоснованным отказом в удовлетворении ходатайства о назначении строительно-технической экспертизы также подлежит отклонению как основанная на неверном толковании указанных норм. Суд апелляционной инстанции, установив, что о необходимости назначения экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции департамент земельных отношений не заявлял, руководствуясь ч. 2, 3 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и учитывая, что обязательность экспертизы в данном случае законом не установлена, правомерно отклонил указанное ходатайство, заявленное в суде апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 22.03.2010 по делу N А50-1214/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
...
Судами также принято во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о возможности использования спорного земельного участка другими лицами, в том числе возможности формирования такого земельного участка как самостоятельного объекта.
С учетом этого суды пришли к верному выводу о недоказанности департаментом земельных отношений (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) нарушения условий, предусмотренных п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков, при принятии департаментом планирования территории распоряжения от 15.09.2009 N 122 о предварительном согласовании места размещения объекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2010 г. N Ф09-6891/10-С6 по делу N А50-1214/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6891/10-С6
31.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6891/10
24.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4534/10
22.03.2010 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-1214/10