Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф09-6972/10-С1 по делу N А71-20662/2009
Дело N А71-20662/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2010 г. N Ф09-4786/10-С5 по делу N А71-19568/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Лукьянова В.А., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - академия, заказчик), федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.03.2010 по делу N А71-20662/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) от 09.12.2009 N ТГ 07-08/2009-95.
Определением суда от 30.12.2009 заявление предприятия принято к производству. Делу присвоен номер А71-203 82/2009..
Академия обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения управления от 09.12.2009 N ТГ 07-08/2009-95.
Определением суда от 11.01.2010 заявление академии принято к производству. Делу присвоен N А71-20662/2009.
Определением суда от 10.02.2010 дела N А71-20662/2009, N А71-20382/2009 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен N А71 -20662/2009.
Решением суда от 31.03.2010 (судья Лепихин Д.Е.) в удовлетворении заявлений академии и предприятия отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 (судьи Васеева Е.Е., Риб Л.Х., Ясикова Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах академия и предприятие просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о наличии у управления оснований для проведения внеплановой проверки соблюдения академией законодательства Российской Федерации о размещении заказов, а также на необоснованность вывода судов о том, что предприятие на момент заключения государственного контракта не обладало статусом участника размещения заказа.
Как следует из материалов дела 25.09.2009 на официальном сайте в сети "Интернет" академией размещено извещение о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию спортивно-оздоровительного комплекса академии. Начальная цена контракта установлена в размере 160 350 000 руб. Датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе является 16.10.2009 10-00 часов местного времени. Датой окончания рассмотрения заявок - 20.10.2009. Местом и временем проведения аукциона обозначено 22.10.2009 10-00 часов местного времени, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, кабинет Ректора.
Единая комиссия по размещению заказов 01.10.2009 приняла решение о внесении изменений в документацию о проведении открытого аукциона "Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса академии", в соответствии с которым начальная максимальная цена контракта составила 148 150 000 руб.; срок подачи заявок продлен до 09-00 часов местного времени 19.10.2009.
Для участия в аукционе были поданы заявки следующих участников размещения заказа: общества с ограниченной ответственностью "УКС "Удмуртия", общества с ограниченной ответственностью СПФ "Мастер", общества с ограниченной ответственностью "ТИТАН-Строй", общества с ограниченной ответственностью "Домострой", общества с ограниченной ответственностью "КомплексСтрой", предприятия.
На основании предписаний управления от 21.10.2009, 28.10.2009 комиссией единого заказчика 30.10.2009 составлены протоколы об отмене протокола допуска заявок до участия в аукционе, протокола аукциона и внесения изменений в аукционную документацию.
Академией 30.10.2009 в адреса общества с ограниченной ответственностью "УКС "Удмуртия", общества с ограниченной ответственностью СПФ "Мастер", общества с ограниченной ответственностью "Титан-строй", общества с ограниченной ответственностью "Домострой", общества с ограниченной ответственностью "КомплексСтрой", предприятия направлены письма об отмене протокола допуска к участию в аукционе и протокола аукциона, необходимости внесения изменений в аукционную документацию, возврате заявки на участие в аукционе участникам аукциона, продлении срока подачи заявок на участие в аукционе на 15 дней не считая дня внесения изменений на сайте сети "Интернет". При этом указано, что изменения будут внесены и опубликованы на сайте ориентировочно 2-3.11.2009. В адрес предприятия (в числе других участников) заявка на участие в аукционе была возвращена.
Во исполнение предписания антимонопольного органа от 28.10.2009 академией 02.11.2009 в извещение о проведении открытого аукциона внесены соответствующие изменения, в том числе: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 18.11.2009 10-00 часов местного времени; дата окончания рассмотрения заявок - 19.11.2009; дата и время проведения аукциона - 20.11.2009 14-00 часов местного времени.
Академией 24.11.2009 на основании предписания антимонопольного органа от 20.11.2009, издан приказ об отмене обязательного требования для участников размещения заказа - наличия лицензий на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; исключения из технической части аукционной документации названия фирм производителей материалов и названия фирм, по которым будут производиться технологические работы; срок подачи заявок продлен до 10-00 часов 11.12.2009; срок рассмотрения заявок на участие в аукционе установлен 14.12.2009; датой аукциона является 15.12.2009; срок подачи запросов о разъяснении документации продлен до 04.12.2009.
Академией в адрес антимонопольного органа направлено письмо о внесении изменений в аукционную документацию. Указанным письмом медицинская академия сообщила о том, что срок подачи заявок на участие в аукционе определен до 11.12.2009, датой проведения аукциона является 15.12.2009. При этом заказчик указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон о размещении заказов) государственный контракт может быть заключен не ранее 28.12.2009, времени победителю аукциона на проведение работ и освоение денежных средств в размере 45 000 000 руб., выделенных медицинской академии из федерального бюджета на 2009 год, нет. В связи с чем 27.11.2009 заказчик принял решение об отказе от проведения указанного аукциона и на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, о заключении контракта с единственным поставщиком, который сможет на условиях, объявленных в аукционе качественно и в срок выполнить обусловленные работы. В связи с тем, что возникла потребность в определенных работах вследствие непреодолимой силы, по мнению заказчика, применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, является нецелесообразным. Академия сообщила о том, что государственный контракт на выполнение работ по реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса заключен 30.11.2009 с предприятием.
На основании сведений о заключении государственного контракта, представленных академией, антимонопольным органом проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов, по результатам которой принято решение о признании академии нарушившей требования, установленные ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов.
Не согласившись с указанным решением, предприятие и академия обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности оспариваемого ненормативного акта.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о размещении заказов.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 названного Закона).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный (муниципальный) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными федеральными законами с учетом положений указанного Закона.
Закон о размещении заказов содержит императивные нормы, устанавливающие исчерпывающий перечень способов размещения заказов (путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона; без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах), а также нормы, регулирующие размещение заказов без проведения торгов в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться без проведения торгов в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что государственный контракт заключен сторонами без проведения торгов. В качестве правового основания заключения государственного контракта академия ссылается на п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, указывая на обстоятельства, свидетельствующие о наличии непреодолимой силы. Непреодолимой силой, по мнению заявителя, является необходимость использования денежных средств, поступивших из федерального бюджета на реконструкцию спортивно-оздоровительного комплекса до окончания 2009 года.
В случае неиспользования денежных средств в указанный срок они подлежали безусловному возврату в федеральный бюджет.
Суды, правильно истолковав положения подп. 1 п.1 ст. 202, п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что перечисленные академией обстоятельства не являются непреодолимой силой. Правомерно указали, что несоблюдение академией требований Закона о размещении заказов и наступление последствий от таких действий, не может рассматриваться в качестве обстоятельств непреодолимой силы, размещение заказа в порядке, предусмотренном п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов неправомерно.
Кроме того, суды верно указали, что в силу п. 9 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 31.5, ч. 6 ст. 36, ч. 11 ст. 41.9 данного Закона.
Поскольку предприятие на момент заключения вышеназванного государственного контракта не обладало статусом участника аукциона, у академии не имелось правовых оснований для заключения с ним контракта.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения антимонопольного органа и правомерно отказали академии и предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителей кассационных жалоб о незаконности проведенной управлением внеплановой проверки, заявлявшийся также в суде апелляционной инстанции правомерно отклонен последним.
Основанием для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки послужило письмо академии, содержащее сведения об отказе от проведения аукциона и заключении государственного контракта с единственным участником - предприятием.
Указанное письмо правильно расценено управлением как информация о нарушении законодательства Российской Федерации (ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов), антимонопольным органом правомерно проведена внеплановая проверка, по результатам которой академия признана нарушившей ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 10 Закона о размещении заказов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31.03.2010 по делу N А71-20662/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ижевская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 8 при федеральном агентстве специального строительства" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2010 г. N Ф09-6972/10-С1 по делу N А71-20662/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника