Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 сентября 2010 г. N Ф09-6995/10-С1 по делу N А76-569/2010-35-74
Дело N А76-569/2010-35-74
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Слюняевой Л.В., судей Поротниковой Е.А., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горшкова Александра Викторовича (далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2010 по делу N А76-569/2010-35-74 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие предприниматель - Горшков А.В. (свидетельство о государственной регистрации, паспорт) и его представитель -Шумилов М.В. (доверенность от 31.05.2010 б/н).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" (далее - учреждение, ФГУ Упрдор "Южный Урал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации Чебаркульского муниципального района (далее -администрация) о признании недействительными акта государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 08.07.1998 и постановления главы Чебаркульского района от 30.12.1998 N 708 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством территории мини-рынка со столовой и комплексом автоуслуг на 1828 км автодороги Уфа-Челябинск Чебаркульского района". К участию в деле в качестве третьего лица привлечен предприниматель - Горшков А.В.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2010 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы предприниматель ссылается на нераспространение на него (в отношении построенных им спорных объектов) положений Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования", поскольку на день опубликования данного указа (01.07.1998) спорные объекты уже были начаты строительством. Кроме того, предприниматель указывает на то, что Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420, также неприменимы к спорным правоотношениям, так как согласно п. 9 Правил действие данного пункта не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 01.07.1998.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 02.07.1996 по результатам рассмотрения материалов, представленных Горшковым А.В., Федеральная дирекция автомобильной дороги Самара-Уфа-Челябинск предварительно согласовала размещение мини-рынка на 1828 км справа по ходу километража при следующих условиях: мини-рынок расположить за пределами существующей площадки отдыха; обеспечить видимость; обеспечить водоотвод; в связи с реконструкцией данного участка дороги под 1-ую категорию, не размещать и не строить любые капитальные строения; генеральный план мини-рынка с расстановкой дорожных знаков согласовать дополнительно с УГАИ УВД Челябинской области и Федеральной дирекцией; работу мини-рынка начать только после комиссионной приемки с участием представителя Федеральной дирекции. Данное согласование подписано директором Федеральной дирекции автодороги Самара-Уфа-Челябинск и получено Горшковым А.В.
В связи с согласованием размещения объекта предпринимателю управлением Госавтоинспекции были выданы обязательные к выполнению технические условия на проектирование, предусматривающие размещение в пределах придорожной полосы участка автодороги сооружения мини-рынка, в соответствии с которыми, в том числе, ввод в эксплуатацию мини-рынка осуществлять только после приемки государственной комиссией с участием представителей УГАИ УВД Челябинской области и федеральной дирекции Самара-Уфа-Челябинск.
Предпринимателем осуществлено строительство капитальных строений: нежилого здания - столовая (пункт питания) и комплекса автоуслуг (магазин автозапчастей) на 1828 км автодороги М-5 "Урал".
Приемочной комиссией, назначенной главой администрации Чебаркульского района, 08.07.1998 вынесен акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию.
Главой Чебаркульского района 30.12.1998 вынесено постановление N 708 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством территории мини-рынка со столовой и комплексом автоуслуг на 1828 км автодороги Уфа-Челябинск Чебаркульского района".
ФГУ Упрдор "Южный Урал", полагая, что акт государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительства объекта в эксплуатацию от 08.07.1998 и постановление главы Чебаркульского района от 30.12.1998 N 708 являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что оспариваемые акт и постановление вынесены с нарушением норм законодательства, указанными ненормативными правовыми актами нарушены права органа управления федеральной автомобильной дороги "Урал", полномочия которого возложены на заявителя, удовлетворили заявленные учреждением требования.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия оспариваемых ненормативных актов требованиям действующего законодательства.
Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автодорог общего пользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420 (далее - Правила), определен порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
Правилами предусматривается, что собственники (владельцы, пользователи, арендаторы) участков, расположенных в пределах придорожных полос обязаны, в том числе, согласовывать с инспекцией управления федеральной автодороги и ГИБДД предоставление участков в пределах придорожных полос, а также строительство на этих участках зданий и сооружений (подп. "г" п. 18).
Согласно подп. "б" п. 10 Правил выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги.
Суды, руководствуясь вышеназванными положениями Правил, согласились с доводами заявителя о том, что строительство объектов недвижимости -столовой и комплекса автоуслуг (магазин автозапчастей) произведено предпринимателем с нарушением указанных Правил, в частности в отсутствие согласования с органом управления федеральной автомобильной дороги, в связи с этим акт государственной комиссии о приемке законченного строительства объекта в эксплуатацию от 08.07.1998 является незаконным, соответственно у главы Чебаркульского района отсутствовали правовые основания для принятия постановления от 30.12.1998 N 708 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством территории мини-рынка со столовой и комплексом автоуслуг на 1828 км автодороги Уфа-Челябинск Чебаркульского района".
Вместе с тем при разрешении спора судами не учтено следующее.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420 "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" официально было опубликовано 07.12.1998 ("Собрание законодательства РФ" N 49). Следовательно, на момент вынесения оспариваемого акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию (08.07.1998) указанное постановление не применялось, соответственно ссылка на неисполнение условий, предусмотренных Правилами, в обоснование незаконности оспариваемого акта комиссии недопустима.
Главой Чебаркульского района 30.12.1998 вынесено постановление N 708 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством территории мини-рынка со столовой и комплексом автоуслуг на 1828 км автодороги Уфа-Челябинск Чебаркульского района".
Согласно п. 9 Правил в пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса.
Между тем действие настоящего пункта не распространяется на объекты, находящиеся в эксплуатации, а также на объекты, строительство которых началось до 1 июля 1998 г.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, строительство капитальных строений: нежилого здания - столовая (пункт питания) и комплекса автоуслуг (магазин автозапчастей) на 1828 км автодороги М-5 "Урал" началось предпринимателем до определенного п. 9 Правил срока, то есть до 01.07.1998, в связи с этим вышеуказанные Правила не распространяются на спорные объекты.
При названных обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований учреждения о признании недействительными акта государственной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 08.07.1998 и постановления главы Чебаркульского района от 30.12.1998 N 708.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.04.2010 по делу N А76-569/2010-3 5-74 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требования Федерального государственного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" о признании недействительными акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 08.07.1998, постановления главы Чебаркульского района от 30.12.1998 N 708 "Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством территории мини-рынка со столовой и комплексом автоуслуг на 1828 км автодороги Уфа-Челябинск Чебаркульского района" отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2010 г. N Ф09-6995/10-С1 по делу N А76-569/2010-35-74
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника