Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 сентября 2010 г. N Ф09-7055/10-С6 по делу N А50-39375/2009
Дело N А50-39375/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Маликовой Э.М., судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Илькаевской Лианы Тагировны на решение Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2010 по делу N А50-39375/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Илькаевской Л.Т. - Негуляев В.А. (доверенность от 16.07.2010).
Садоводческий кооператив N 1 "Костарева" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) о признании недействительным решения от 06.10.2009 N И-21-01-09-22102 об отказе в предоставлении в собственность кооператива земельного участка площадью 2 523 кв.м, отнесенного к имуществу общего пользования, а также садовых земельных участков N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80; о возложении на департамент обязанности прекратить право кооператива постоянного бессрочного пользования земельными участками и предоставить в собственность кооперативу земельный участок площадью 2 523 кв.м, отнесенный к имуществу общего пользования, а также предоставить гражданам - членам кооператива садовые земельные участки: N 2 - Еловикову Владимиру Яковлевичу; N 4, N 8 - Подгородецких Павлу Ивановичу; N 6 - Есиповой Маргарите Львовне; N 10 -Садидиновой Халиме; N 12, 14, 16 - Суслопарову Олегу Сергеевичу; N 18 -Суслопаровой Юлие Николаевне; N 20 - Масленникову Валерию Николаевичу; N 22 - Хановой Надежде Васильевне; N 24 - Фролову Андрею Александровичу; N 26 - Широковой Ольге Васильевне; N 27 - Журавлеву Александру Ивановичу; N 28 - Чернову Сергею Ивановичу; N 29 - Виноградовой Людмиле Николаевне; N 30 - Шалгиной Наталье Митрофановне; N 31 - Полынцевой Светлане Григорьевне; N 32 - Павлюковой Надежде Алексеевне; N 33 - Коромысловой Татьяне Николаевне; N 34 - Григорьеву Сергею Валентиновичу; N 35 - Лапа Владимиру Федоровичу; N 36 - Кирьяновой Ирине Андреевне; N 37 - Пархоменко Олегу Григорьевичу; N 38 - Вяткиной Елене Анатольевне; N 39 - Вавилову Андрею Олеговичу; N 40 - Подгородецких Павлу Ивановичу; N 42 - Мазеиной Татьяне Юрьевне; N 44 - Шестак Юлие Анатольевне; N 46 - Яснову Сергею Владимировичу; N 48 - Пьянковой Валентине Александровне; N 50 - Илькаевой Лиане Тагировне; N 51 - Загидуллину Руслану Юсуфовичу; N 52 - Вяткиной Елене Анатольевне; N 53 - Сидориной Елене Анатольевне; N 54 - Яснову Сергею Владимировичу; N 55 - Шипицыной Людмиле Васильевне; N 56 - Шмурыгину Виниамину Павловичу; N 57 - Севастьянову Валерию Гавриловичу; N 58 - Красильникову Сергею Александровичу; N 59 - Микитась Алексею Юрьевичу; N 60 - Ерош Владимиру Кузьмичу; N 61 - Старковой Татьяне Петровне; N 62 - Аминову Михаилу Равильевичу; N 63 - Мищенко Александру Савельевичу; N 64 - Аминову Михаилу Равильевичу; N 65 - Андроновой Марине Юрьевне; N 66, 67 - Аминову Михаилу Равильевичу; N 68 - Бумину Денису Леонидовичу; N 69 - Гусевой Светлане Васильевне; N 70 - Наговицыной Надежде Борисовне; N 71 - Куролесовой Надежде Ивановне; N 72 - Крыловой Елене Федоровне; N 73 - Кучукбаевой Альфире Юнусовне; N 74 - Наумовой Наталье Борисовне; N 75 - Кучукбаевой Альфире Юнусовне; N 76 - Наговицыной Надежде Борисовне; N 77 - Кучукбаевой Альфире Юнусовне; N 78 - Адилову Фазилю Салимзяновичу; N 79, 80 - Путину Валерию Петровичу (с учетом принятых арбитражным судом уточнений заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Перми, Департамент планирования и развития территории г. Перми, Архитектурно-планировочное управление администрации г. Перми, поименованные выше члены кооператива, в отношении которых заявлены рассматриваемые требования.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2010 (судья Кощеева М.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить обжалуемые судебные акты, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", неприменение разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Заявитель полагает, что в силу приведенных норм права земельный участок может быть отнесен к землям общего пользования в случае расположения на нем объектов общего пользования, используемых неопределенным кругом лиц, а не в случае планирования размещения на земельном участке данных объектов. Более того, кооператив указывает на то, что Генеральным планом г. Перми, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.08.1972 N 506, испрашиваемый земельный участок не отнесен к землям общего пользования. Иные представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что кооператив обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка до принятия администрацией г. Перми постановления об утверждении проекта планировки данного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ следует читать как 24 марта 2005 г.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, решением Исполкома Пермского городского совета депутатов трудящихся от 06.06.1968 N 453 Мотовилихинскому райисполкому для сотрудников отделов Исполкома и организаций, занятых в сфере обслуживания населения, отведен под коллективный сад земельный участок площадью до 3,4 га на правом берегу р. Ивы севернее участка садов центральных электрических сетей в Мотовилихинском районе за счет земель полосы отчуждения под линией электропередач и части участка ЦЭС.
На основании постановления администрации г. Перми от 30.12.1992 N 1161 коллективному саду N 1 при администрации Мотовилихинского района г. Перми выдано свидетельство от 09.02.1993 N 1031 о праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью 3,45 га с целевым назначением - для садов в жилом районе Костарево.
Согласно п. 1.5. Устава кооператива земельный участок для кооператива предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования решением Исполкома Пермского городского совета депутатов трудящихся от 06.06.1968 N 453, постановлением администрации г. Перми от 30.12.1992 N 1161.
Данное право подтверждено свидетельством от 09.02.1993 N 1031. Земельный участок имеет общую площадь 3,45 га и состоит из земель общего пользования и поделенных участков для садоводов, кооператив является обладателем права постоянного бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью 3,45 га.
Кооператив 25.05.2009 обратился в департамент с заявлением о прекращении права постоянного бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 3,45 га, предоставлении в собственность гражданам - членам кооператива земельных участков согласно списку (79 человек), предоставлении кооперативу в собственность земельного участка площадью 2 523 кв.м с кадастровым номером 59:01:4219192:85, являющегося землей общего пользования.
Департамент в письме от 06.10.2009 N И-21-01-09-22102 сообщил кооперативу о том, что подготовленный ранее проект распоряжения в собственность садовых земельных участков отклонен от согласования Архитектурно-планировочным управлением администрации г. Перми, поскольку часть земельных участков в соответствии с проектом планировки территории ул. Старцева-ул. Уинской от Бульвара Гагарина до автомобильной дороги "Восточный обход города Перми", утвержденных постановлением администрации города Перми от 19.06.2009 N 366, планируется под строительство автомобильной дороги. Подготовленный проект распоряжения предусматривает предоставление в собственность членам кооператива садовых земельных участков, которые не расположены на территории, планируемой под строительство дороги (садовые участки N N 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 45, 47, 49, 81). Остальные испрашиваемые кооперативом земельные участки, в том числе земельный участок площадью 2325 кв.м, отнесенный к имуществу общего пользования кооператива, по сведениям муниципального реестра земель полностью или частично расположены на землях общего пользования. В предоставлении в собственность кооператива земельного участка площадью 2 523 кв.м, отнесенного к имуществу общего пользования, а также садовых земельных участков N 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 42, 44, 46, 48, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80 отказано на основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решение департамента от 06.10.2009 N И-21-01-09-22102 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы граждан - членов кооператива и самого кооператива, последний обратился в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, установив, что кооператив, как юридическое лицо, не обладает правом требования предоставления ему земельных участков граждан - членов кооператива, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ департамента в части земельных участков, истребуемых для граждан, не нарушает права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным отказа в предоставлении кооперативу земельного участка, отнесенного к имуществу общего пользования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 2.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
На основании п. 5 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения.
В силу п. 6 ст. 28 названного Закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с п. 4 или 5 данной статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно ст. 1 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, территории общего пользования - не подлежащие приватизации территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы которых отображаются в проектах планировки территории посредством красных линий.
В соответствии с п. 11 ст. 1, подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в частности, красные линии.
Как установлено судами, с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории ул. Старцева-ул. Уинской от бульвара Гагарина до автомобильной дороги "Восточный обход города Перми" от 28.05.2009 N 1, заключения о результатах публичных слушаний от 05.06.2009 N 4, постановлением администрации г. Перми от 19.06.2009 N 366 утвержден проект планировки территории ул. Старцева-ул. Уинской от бульвара Гагарина до автомобильной дороги "Восточный обход города Перми" (шифр 5565-07-ГП, 5565-07-ПМ). Данная документация по планировке территории опубликована в соответствии с п. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации 26.06.2009 в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 47 (241).
Изменения (корректировки) генерального плана, осуществляемые в соответствии со ст. 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются частью данного генерального плана.
Согласно разбивочному чертежу красных линий указанного проекта планировки, ситуационному плану расположения земельных участков кооператива в геоинформационной системе "ARCGIS" земельный участок площадью 2 523 кв.м, отнесенный к имуществу общего пользования членов кооператива, частично располагается на планируемой территории общего пользования в связи со строительством автомобильной автодороги.
С учетом установленных по делу обстоятельств судами сделан правильный вывод о том, что испрашиваемый кооперативом земельный участок частично находится на землях общего пользования, в связи с чем отказ департамента в его приватизации является правомерным (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя о том, что кооператив обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка до принятия администрацией г. Перми постановления об утверждении проекта планировки данного участка, рассмотрен судами и надлежащим образом отклонен. При этом судами установлено, что рассмотрение заявления кооператива о предоставлении земельных участков в собственность, поданного в департамент 25.05.2009, приостанавливалось по заявлению самого кооператива от 17.09.2009, которым были представлены дополнительные к заявлению документы 29.09.2009, то есть по истечении, установленного п. 6 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" срока.
Ссылка кооператива на то, что земельный участок может быть отнесен к землям общего пользования в случае расположения на нем объектов общего пользования, используемых неопределенным кругом лиц, а не в случае планирования размещения на земельном участке данных объектов, основана на неверном толковании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняется.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с нормами действующего законодательства, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 18.03.2010 по делу N А50-39375/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Илькаевской Лианы Тагировны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2010 г. N Ф09-7055/10-С6 по делу N А50-39375/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника