Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 сентября 2010 г. N Ф09-7235/10-С1 по делу N А50-1846/2010
Дело N А50-1846/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Поротниковой Е.А., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.04.2010 по делу N А50-1846/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Пыстогова О.Б. (доверенность от 05.11.2009 N 01-04/14471).
Представители открытого акционерного общества "Галоген" (далее - общество), участвующего в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенного надлежащим образом путем направления в его адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении в Реестр владельцев складов временного хранения (далее - СВХ).
Решением суда от 29.04.2010 (судья Виноградов А.В.) решение таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении общества в Реестр владельцев СВХ признано недействительным, не соответствующим подп. 1 п. 1 ст. 109, п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений подп. 1 п. 1 ст. 109, п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса, п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, таможней на основании решения о включении общества в Реестр владельцев СВХ выдано соответствующее свидетельство от 08.11.2006 N 10411/200014, содержащее следующие сведения: право владения - аренда, договор от 18.11.1997 N 429, г. Пермь, ул. Ласьвинская, 98, форма обеспечения уплаты таможенных платежей - банковская гарантия на сумму 2 500 000 руб., общая площадь - 5060 кв.м, срок действия до 08.11.2011.
В связи с изменением (уменьшением) общей площади открытой площадки СВХ таможней на основании заявления общества выдано свидетельство от 13.05.2009 N 10411/200036 с изменением общей площади помещения на 4550 кв.м и срока действия до 13.05.2014.
Федеральной таможенной службой по результатам проведенной в порядке ведомственного контроля проверки документов, послуживших основанием для включения общества в Реестра владельцев СВХ, вынесено решение от 23.12.2009 N 10000000/231209/13, которым решения таможни от 08.11.2006 N 442 и от 15.05.2009 N 200 о включении общества в Реестр владельцев СВХ признаны несоответствующими требованиям законодательства Российской Федерации и отменены.
Основанием для вынесения названного решения Федеральной таможенной службы от 23.12.2009 N 10000000/231209/13 послужили выводы о том, что включение общества в Реестр владельцев СВХ без оснащения СВХ досмотровой рентгеновской техникой при отсутствии согласования с Приволжским таможенным управлением свидетельствует о невыполнении требований п. 1, 3 ст. 107 Таможенного кодекса и подп. "в" п. 3 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 06.12.2007 N 1497 (далее - Обязательные требования), и что нахождение земельного участка у общества на основании договора аренды только во временном пользовании не отвечает требованиям подп. 1 п. 1 ст. 109 Таможенного кодекса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможней решения от 13.01.2010 об отзыве у общества свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении его в Реестр владельцев СВХ.
Считая решение таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении в Реестр владельцев СВХ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении общества в Реестр владельцев СВХ недействительным, суды исходили из несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта таможни требованиям подп. 1 п. 1 ст. 109, п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса, п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса.
Выводы судов соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 100 Таможенного кодекса временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 названного Кодекса. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 названного Кодекса.
На основании п. 1, 3 ст. 107 Таможенного кодекса помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. В соответствии с п. 1 и 2 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.
Из содержания подп. 1 п. 1 ст. 109 Таможенного кодекса следует, что одним из условий включения в Реестр владельцев СВХ является владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (ст. 107).
Пунктом 1 ст. 606 Гражданского кодекса предусмотрено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ может быть отозвано таможенным органом, в частности, в случае несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных ст. 109 названного Кодекса.
Подпунктом "в" п. 3 Обязательных требований предусмотрено, что одним из обязательных требований, предъявляемых к оборудованию склада, является наличие досмотровой рентгеновской техники, необходимость, количество и тип которой таможня устанавливает по согласованию с вышестоящим таможенным органом (таможни, непосредственно подчиненные Федеральной таможенной службе, - с Федеральной таможенной службой, остальные таможни - с региональными таможенными управлениями).
Судами с учетом указанных норм отмечено, что оборудование СВХ должно сопровождаться соблюдением следующих условий: владение помещением или открытой площадкой, включающее нахождение их в собственности, хозяйственном ведении или в аренде; наличие рентгеновской техники, согласованной с таможенным управлением.
Судами установлено, что на основании постановления администрации г. Перми от 31.07.1997 N 1185 "О предоставлении земельных участков открытому акционерному обществу "Галоген" под промтерриторию объекта 761 и шламонакопители в Кировском районе" между обществом и администрацией г. Перми заключен договор аренды земельного участка от 18.11.1997 N 429 сроком действия на 15 лет.
Названный договор аренды земельного участка от 18.11.1997 N 429 зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю за N 59-59-01/618/2005-24.
Согласно п. 1.1 договора аренды земельного участка от 18.11.1997 N 429 арендодатель (администрация г. Перми) передает, а арендатор (общество) принимает в аренду земельный участок, находящийся по адресу: ул. Ласьвинская, 98, в ж.р. Лесной, 12, Кировский район.
Судами при рассмотрении спора также принято во внимание, что оформленным письмом от 30.08.2006 N 02-01-26/11743 решением Приволжского таможенного управления согласована возможность включения общества в Реестр владельцев СВХ с отсрочкой приобретения досмотровой рентгеновской техники. В дальнейшем аналогичные согласования оформлены письмами Приволжского таможенного управления от 01.03.2007 N 02-01-28/2505, от 23.08.2007 N 02-01-28/12013, от 13.03.2008 N 02-01-30/3482, от 13.05.2009 N 07-01-35/7894.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка от 18.11.1997 N 429, названные письма Приволжского таможенного управления и обстоятельства дела в их совокупности, суды установили, что фактически земельный участок предоставлен обществу во временное владение и пользование, а отсутствие на принадлежащем обществу СВХ досмотровой рентгеновской техники в установленном порядке согласовано с Приволжским таможенным управлением.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у таможни оснований для отзыва у общества свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении в Реестр владельцев СВХ, что, в свою очередь, свидетельствует о несоответствии решения таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении в Реестр владельцев СВХ требованиям подп. 1 п. 1 ст. 109, п. 1 ст. 113 Таможенного кодекса, п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса.
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований и признания недействительным оспариваемого решения таможни от 13.01.2010 об отзыве свидетельства от 13.05.2009 N 10411/200036 о включении в Реестр владельцев СВХ являются правомерными.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.04.2010 по делу N А50-1846/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2010 г. N Ф09-7235/10-С1 по делу N А50-1846/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника