Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 сентября 2010 г. N Ф09-7042/10-С1 по делу N А76-7667/2010-59-259
Дело N А76-7667/2010-59-259
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Слюняевой Л.В., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анкор" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2010 по делу N А76-7667/2010-59-259 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - управление, административный орган) - Яшина Е.А. (доверенность от 05.08.2010 N 15/30-54);
общества - Котова О.А. (доверенность от 03.08.2010 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 09.04.2010 N 99 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда от 05.05.2010 (судья Зайцев С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (судьи Арямов А.А., Дмитриева Н.Н., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, а также на неправильное применение (толкование) судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, административным органом не доказано и материалами дела не подтверждено наличие в действиях общества состава (в том числе вины) вменяемого административного правонарушения, поскольку факт реализации табачных изделий работниками общества не был установлен. При этом в протоколе об административном правонарушении отсутствуют данные о проводимой фотосъемке, тогда как судом был сделан вывод о наличии витрин в магазине на основании фотографий. Кроме того, по мнению общества, из фотографий не следует, что съемка производилась именно в проверяемой торговой точке - магазине, расположенном по адресу: Челябинская обл., г. Сатка, ул. Молодежная, д. 2. При измерении зоны 100 м не использовались данные кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, 19.03.2010 сотрудниками Отдела внутренних дел по Саткинскому муниципальному району Челябинской области на основании требования прокурора г. Сатки от 18.03.2010 N 19/2010 была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" в принадлежащем обществу магазине "Красное и белое", расположенном по адресу: Челябинская область, г. Сатка, ул. Молодежная, д. 2.
В ходе проверки в названном магазине установлен факт розничной продажи табачных изделий на расстоянии менее 100 м от границ территории образовательной организации - образовательного учреждения "Саткинский горно-керамический колледж" (филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет"), а именно на расстоянии 30,5 м от границы данного учреждения и 83 м от входных дверей здания колледжа.
По результатам проверки исполняющим обязанности Саткинского городского прокурора вынесено постановление от 24.03.2010 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.2 Кодекса. Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения по подведомственности в управление.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, главный государственный санитарный врач Саткинского района Челябинской области вынес постановление от 09.04.2010 N 99 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.2 Кодекса, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны управления.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 14.2 Кодекса незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа.
Из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" следует, что запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
Образовательные учреждения, согласно ст. 11.1 и 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", являются одной из форм образовательных организаций.
Исследовав и оценив представленные доказательства (акт осмотра, фотоматериалы, протокол об административном правонарушении, ответ Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района от 22.03.2010, топографическую карту местности, санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.08.2009 N 74.15.01.000 М.000136.08.09 с приложенным к нему ассортиментным перечнем) в соответствии с требованиями, определенными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили факты реализации обществом табачных изделий и предложения их к продаже на расстоянии менее чем 100 м от границы территории образовательного учреждения "Саткинский горно-керамический колледж" в магазине, расположенном по адресу: г. Сатка, ул. Молодежная, д. 2, расстояние от данного магазина до территории образовательного учреждения составляет 31 м.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт нахождения здания образовательного учреждения на расстоянии 31 м от указанного магазина, в материалах дела не имеется и обществом не представлено.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судами установлено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности.
В связи с этим суды пришли к выводу о доказанности наличия вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Правильным также являются вывод судов об отсутствии нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности со стороны управления.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.05.2010 по делу N А76-7667/2010-59-259 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Анкор" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2010 г. N Ф09-7042/10-С1 по делу N А76-7667/2010-59-259
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника