Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 сентября 2010 г. N А60-22287/2010-С3
Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело N А60-22287/2010-С3 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Алапаевские коммунальные системы" к Товариществу собственников жилья "Новостройка"
третьи лица: Муниципальное учреждение "ИРЦ", Общество с ограниченной ответственностью "ИРЦ", Общество с ограниченной ответственностью "Региональная энергетическая компания", МУ "Служба единого заказчика"
о взыскании 392 075 руб. 83 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Черепанов С.С., представитель по доверенности N 84/10 от 31.05.2010г.,
от ответчика: Петрова Т.Г., председатель правления, протокол от 14.07.2008г.,
от ООО "Региональная энергетическая компания" - Соколкина М.А., представитель по доверенности от 17.06.2010г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Алапаевские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд Свердловской области с иском к Товариществу собственников жилья "Новостройка" о взыскании 392 075 руб. 83 коп. , в том числе 350 792 руб. 11 коп. сумма основного долга, 41 283 руб. 72 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.11.2008г. по 18.06.2010г., при этом взыскание процентов продолжать по день фактической уплаты суммы основного долга.
Ответчиком представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям.
Ответчик указывает на то, что согласно Решению Думы N 112 от 25.10.2007 года тариф населения за услугу отопления составляет 22,67 руб./м2.
Таким образом, за период с октября 2008 года по 31 января 2009 года оплата за услуги, оказанные истцом должна составлять 104 626, 60 рублей.
Постановления РЭК Свердловской области от 31.12.2008г. N 170-ПК и Решения Думы МО г. Алапевск N 118 от 25.12.2008 года было установлено, что рост размера платежей граждан за отопление жилого помещения не может превышать 150% к уровню платежей декабря 2008 года, таким образом тариф по оплате за услугу отопления для населения с 01 февраля 2009 года составляет 34,01 руб./м2.
За период с 01 февраля 2009 года по 30 апреля 2009 года плата за услуги, оказанные истцом должна составлять 117 722, 22 руб.
За период с 01 мая по 15 мая 2009 года плата за услуги, оказанные истцом должна составлять 19 620,37 руб.
За период с 22 по 30 сентября 2009 года плата за услуги, оказанные истцом должна составлять 12 657,84 руб.
За период с октября - ноябрь 2009 года плата за услуги, оказанные истцом должна составлять 84 385,62 руб.
За декабрь 2009 года плата за услуги, оказанные истцом должна составлять 41 580,63 руб.
Таким образом, сумма, подлежащая оплате населением за услугу теплоснабжения в период с 01 октября 2008 года по 31 января 2009 года 380 593, 28 рублей.
Кроме того, в указанный период органом местного самоуправления Муниципального образования город Алапаевск была предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Также ответчик указывает на то, что в период с 15.09.2008 г. по 30.11.2008г. начисление платы с населения осуществляло ООО "Региональная энергетическая компания". Платежи с населения принимало МУ "ИРЦ" и перечисляло ООО "Региональная энергетическая компания". ООО "Региональная энергетическая компания" данные средства аккумулировала на своем счете и самостоятельно вело расчеты с поставщиками услуг, в том числе ООО "Алапаевские коммунальные системы".
Товарищество собственников жилья не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета организаций, реализующих коммунальные услуги (ресурсоснабжающих организаций).
Применение тарифа с начислением НДС для товарищества собственников жилья противоречит абзацу 2 пункта 15 Правил 307. Учитывая статус товарищества собственников жилья, определенный часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, включения истцом в стоимость тепловой энергии налога на добавленную стоимость является неправомерным.
Таким образом, при расчете за услугу отопления в период с 01.01.2010г. по 21.03.2010 применению подлежит тариф установленный Постановлением РЭК Свердловской области от 21.12.2009 года N 155-ПК равный 842,10 рублей.
Истцом заявлено ходатайство об уменьшении суммы иска в части взыскания основного долга до 275 792 руб. 11 коп. и в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами до 41 189 руб.
Суд принимает ходатайства истца на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.
По ходатайству МУ "Служба единого заказчика" к материалам дела приобщен отзыв на исковое заявление.
По ходатайству Общества с ограниченной ответственностью "Региональная энергетическая компания" приобщен отзыв на исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "Алапаевские коммунальные системы" (теплоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья "Новостройка" (абонент) заключен договор теплоснабжения N 096/09з от 15.09.2009 г. на срок до 31.12.2009г.
В соответствии с условиями п.п. 1.1 и 1.2 договора теплоснабжения N 096/09з от 15.09.2009 г. теплоснабжающая организация поставляет через присоединенную сеть тепловую энергию на объекты абонента: жилые дома, расположенные по адресу: г. Алапаевск, п. Зыряновский. Договорные показатели количества и качества тепловой энергии согласованы сторонами в приложении N 1 к договору.
В порядке пункта 5.2 действие договора теплоснабжения N 096/09з от 15.09.2009 г. на тех же условиях продлено сторонами на 2010 г.
За период с 01.10.2009г. по 31.05.2010г. истец поставил ответчику тепловую энергию в количестве 965,07 Гкал на общую сумму 927 622 руб. 11 коп. Для оплаты принятой в спорный период энергии истец выставил ответчику счета-фактуры N 00002814 от 31.10.2008 г., N 00002826 от 31.10.2008 г., N 00003137 от 30.11.2008 г., N 00003619 от 31.12.2008 г., N 00000371 от 31.01.2009г., N 00000783 от 28.02.2009г., N 00000983 от 31.03.2009г., N 00001191 от 30.04.2009г., N 00001412 от 31.05.2009г., N 00001847 от 30.09.2009г., N 00002014 от 31.10.2009г., N 00002195 от 30.11.2009г., N 00002352 от 31.12.2009г., N 00000043 от 31.01.2010г., N 00000321 от 28.02.2010г., N 00000453 от 31.03.2010г., N 00000714 от 30.04.2010г., N 00000849 от 31.05.2010г.
В соответствии с п. 3.7 договора теплоснабжения N 096/09з от 15.09.2009 г. абонент обязан оплатить полученную тепловую энергию, а также услуги по передаче до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым, на основании выставленных счетов-фактур и актов выполненных работ. Моментом исполнения обязанности абонента по оплате принятой тепловой энергии и горячей воды является зачисление денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
Между тем, принятая в спорный период теплоэнергия ответчиком не оплачена полном объеме, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии платежных поручений. Задолженность по оплате составила 350 792 руб. 11 коп.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995г. N 41-ФЗ, тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Алапаевские коммунальные системы" утверждаются Региональной энергетической комиссией Свердловской области.
Уклонение ответчика от своевременной оплаты тепловой энергии явилось основанием для обращения истца в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно норме статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представленные в дело акты свидетельствуют о принятии ответчиком теплоресурсов. Факт потребления ответчиком энергоресурсов подтверждается подписями представителей ответчика, скрепленных печатью ТСЖ "Новостройка".
Наличие подлинного оттиска печати на документе порождает юридический факт, с наличием которого у лица возникают определенные права и обязанности. Об утере печати ответчиком не заявлялось.
Следовательно, данные документы, подписанные со стороны ответчика с оттиском его печати, свидетельствуют о наличии у подписавших лиц соответствующих полномочий, что явствует из обстановки, в которой они действовали от имени ответчика в спорном правоотношении с истцом.
В соответствии со ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации действия работников должника по исполнении его обязательства считаются действиями должника.
На основании изложенного и в силу статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у ответчика возникла обязанность по оплате принятой теплоэнергии.
В соответствии со статьями 309, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, судом рассмотрены и отклонены.
Согласно ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги, в том числе отопление (теплоснабжение) устанавливается для потребителей (собственников и нанимателей жилого помещения) и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным Законом от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 названного закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статей 6 Федерального закона N 41 -ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в области регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению тарифов на тепловую энергию в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004г. N 210-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. N 281-ФЗ) под предельным индексом следует понимать устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары, услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары, услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области устанавливает в соответствии с федеральным законодательством экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Свердловской области (за исключением потребителей, выведенных в установленном порядке на федеральный оптовый рынок). Тариф на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области, утв. Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 170-ПК от 31.12.2008г. для ООО "Алапаевские коммунальные системы" установлен на 2009г. в размере 742,58 руб. (без НДС) и тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области, утв. Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 155-ПК от 21.12.2009г. для ООО "Алапаевские коммунальные системы" установлен на 2010г. в размере 842,20 руб. (без НДС).
Согласно 210-ФЗ от 30.12.2004г. к полномочиям муниципального образования не относится расчет размера платы (ставка платы) за коммунальные и жилищные услуги для населения. Данная обязанность возлагается на исполнителей, предоставляющих коммунальные услуги и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Ставка платы рассчитывается согласно п. 1, 3 "Правил предоставления коммунальных услуг" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. N 307).
Ставки платы должны рассчитываться с учетом ежегодно утверждаемыми РЭК Свердловской области индексами роста размера платы для населения.
В 2009 года Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20.08.2008г. N 103-ПК, предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для МО г. Алапаевск был установлен на 2009 г. в размере 130%.
В 2010 году Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.09.2009г. N 123-ПК, предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для МО г. Алапаевск был установлен на 2010г. в размере 167,6%.
Постановлением РЭК Свердловской области N 29-ПК от 22.03.2010г. внесены изменения и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для МО г. Алапаевск был установлен с 22.03.2010г. в размере - 125%.
Ссылка ответчика в обоснование своей позиции о незаконности включения обществом в плату за тепловую энергию суммы НДС на то, что являясь управляющей компанией он не исчисляет НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, не принимается.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007г. N 57 разъяснено, что при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При этом указание в п. 2 названного Постановления Пленума на освобождение ТСЖ от исчисления суммы НДС по операциям, связанным с оказанием услуг гражданам по предоставлению коммунальных услуг не означает, что ТСЖ освобождается от уплаты НДС в отношениях по приобретению энергоресурса у ресурсоснабжающей организации.
Приобретение у общества тепловой энергии, в состав платы за которую включена сумма НДС, не означает, что НДС начисляется на оказываемые ТСЖ коммунальные услуги по теплоснабжению
Расчет задолженности произведен истцом исходя из тарифов на тепловую энергию, установленных для населения.
Тарифы на тепловую энергию были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации обществом энергоресурсов не противоречит пункту 6 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника их финансирования. Операции по поставке энергоресурсов являются объектом налогообложения НДС.
Согласно п. 2 ст. 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате.
Средства, взимаемые ТСЖ со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) включаются в налоговую базу по НДС в общем порядке. При этом суммы, предъявленные ТСЖ по указанным услугам, выполненные непосредственно производителями (поставщиками) принимаются к вычету согласно ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории Муниципального образования город Алапаевск Постановлением Главы N 75 от 29.01.2009г. утверждено Положение о компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Согласно п. 1, 4, 7 данного Положения определяет категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, недополученных при оказании жилищно-коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, условия и порядок предоставления. Субсидии на компенсацию выпадающих доходов определяются исходя из объемов предоставляемых населению коммунальных или жилищных услуг (по нормативам потребления, приборам учета) и разницы между экономически обоснованными тарифами, установленными для организаций жилищно-коммунального хозяйства в порядке, определенном действующим законодательством, и тарифами для населения с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на текущий финансовый год. Право на получение субсидий имеют юридические лица независимо от форм собственности; оказывающие населению жилищно-коммунальные услуги, а именно товарищества собственников жилья.
Условия и порядок предоставления компенсации выпадающих доходов определены в п.п. 10-13 Положения.
Ответчик вправе обратиться за компенсацией выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в Администрацию МО город Алапевск. Что на освобождает от обязанности ответчика оплатить поставленную по заключенному договору теплоснабжения тепловую энергию по тарифам утвержденным РЭК Свердловской области.
Довод ответчика о том, что между ним и ООО "Информационно-расчетный центр" заключен агентский договор и договор на бухгалтерское обслуживание, в соответствии с которыми ООО "Информационно-расчетный центр" производило начисление оплаты за коммунальные услуги и производило сборы денежных средств с населения, в связи с чем и должно нести ответственность по настоящему иску, судом во внимание не принимается, поскольку стороной (абонентом) в заключенном с ООО "Алапаевские коммунальные системы" договоре теплоснабжения от 15.09.2009г. N 096/09з является ТСЖ "Новостройка" и в соответствии с п. 3.7 названного договора именно абонент обязан оплатить полученную тепловую энергию, а также услуги по передаче до 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым на основании выставленных счетов-фактур и актов выполненных работ.
При изложенных обстоятельствах суд находит исковое требование о взыскании с ответчика основного долга в сумме 275 792 руб. 11 коп. обоснованным.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 41 189 руб., начисленных на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 10.11.2008г. по 18.06.2010г.
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Представленный истцом расчет процентов судом проверен, ответчиком не оспорен.
Учитывая, что обязанность по оплате стоимости поставленного товара ответчиком до настоящего времени не исполнена, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 41 189 руб. подлежит удовлетворению на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проценты с 19.06.2010г. с ответчика в пользу истца подлежат взысканию по день фактической уплаты суммы долга исходя из суммы долга - 39 054 руб. 26 коп. с учетом ставки банковского процента ЦБ РФ 7,75%.
Поскольку при принятии искового заявления к производству судом было удовлетворено ходатайство истца об отсрочке уплаты государственной пошлины, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить полностью.
2. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Новостройка" (ИНН 6601012795, ОГРН 1086601000782) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Алапаевские коммунальные системы" (ИНН 6601009344, ОГРН 1056600002568) 275 792 руб. 11 коп. сумму основного долга, 41 189 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.11.2008г. по 18.06.2010г.
Проценты с 19.06.2010г. с ответчика в пользу истца подлежат взысканию по день фактической уплаты суммы долга исходя из суммы долга - 39 054 руб. 26 коп. с учетом ставки банковского процента ЦБ РФ 7,75%.
3. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Новостройка" (ИНН 6601012795, ОГРН 1086601000782) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 10 039 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 сентября 2010 г. N А60-22287/2010-С3
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника