Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 октября 2010 г. N Ф09-8429/10-С6 по делу N А07-2053/2010
Дело N А07-2053/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Сулейменовой Т.В., судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Шишма" (далее - кооператив "Шишма") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2010 по делу N А07-2053/2010.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан (далее - администрация) - Миянов А.Б. (доверенность от 07.07.2010 N 2);
кооператива "Шишма" - Денисов В.И., председатель (протокол от 14.07.2008 N 3), Гималитдинов Р.А. (доверенность от 03.03.2009).
Кооператив "Шишма" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа администрации, выраженного в письме от 23.09.2009 N 2099, в предоставлении в собственность кооператива "Шишма" земельного участка площадью 17 120 000 кв.м, с кадастровым номером 02:01:000000:0163, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Абзелиловский район, Ташбулатовский сельсовет.
Решением суда от 15.07.2010 (судья Масалимов А.Ф.) в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе кооператив "Шишма" просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Заявитель полагает, что при изъятии земельного участка и включении его в состав земель лесного фонда были нарушены требования Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В связи с этим он считает, что надлежащих доказательств перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда не представлено. Заявитель также указывает на отсутствие в материалах дела доказательств включения земельного участка площадью 35,5 га в состав земель особо охраняемых природных территорий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий". По мнению заявителя, представленный в материалы дела кадастровый паспорт земельного участка площадью 1712 га, в который внесены изменения в виде включения сведений о нахождении в границах данного участка второй санитарной зоны курорта "Якты-Куль", не может быть признан надлежащим доказательством, поскольку расположение и площадь размещения второй зоны санатория установлено неуполномоченным лицом в ходе рассмотрения спора судом.
В отзыве на кассационную жалобу администрация ссылается на несостоятельность доводов заявителя жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом, на основании решения исполкома Абзелиловского районного Совета народных депутатов БАССР от 29.01.1992 N 120, постановления главы администрации Абзелиловского района Республики Башкортостан от 13.07.1992 N 81 колхозу "Шишма" в бессрочное пользование передан земельный участок площадью 3840 га, в том числе 2966 га сельхозугодий, 874 га прочих земель.
Постановлением администрации от 06.03.2007 N 127 у кооператива (колхоза) "Шишма" из площади земель сельскохозяйственного назначения площадью 2621 га, изъяты земли площадью 909 га, для предоставления в общую долевую собственность граждан.
На основании указанных правовых актов за кооперативом "Шишма" 02.04.2009 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на оставшуюся часть земельного участка площадью 17 120 000 кв.м (1712 га) с кадастровым номером 02:01:000000:0163.
Кооператив "Шишма" обратился в администрацию с заявлением от 05.06.2009 о выкупе земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании.
Администрация в письме от 23.09.2009 N 2099 отказала кооперативу "Шишма" в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка изъята на основании распоряжения правительства Республики Башкортостан от 03.12.2008 N 1508-р и постановления администрации от 02.09.2009 N 767. В связи с тем, что у кооператива "Шишма" сохранилось право на выкуп земельного участка площадью 1175,94 га, администрация предложила заявителю произвести уточнение границ испрашиваемого земельного участке и постановку его на кадастровый учет.
Кооператив "Шишма", считая отказ администрации в выкупе земельного участка необоснованным и незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям лесного фонда и землям особо охраняемых территорий, не подлежащих приватизации.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование своего отказа кооперативу "Шишма" в выкупе земельного участка площадью 1712 га, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, администрация ссылается на то, что часть данного земельного участка переведена в категорию земель лесного фонда и на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды, а также на праве безвозмездного срочного пользования.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо статьи 4 имеется в виду статья 4.1 указанного Федерального закона
В случае, если до 01.01.2010 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 4.4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 03.12.2008 N 1508-р земельные участки сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, переведены в категорию земель лесного фонда. В муниципальном районе Абзелиловский район на территории Абзелиловского сельского лесничества в категорию земель лесного фонда переведены земли сельскохозяйственного назначения площадью 963 га в кварталах 1-3, ранее принадлежавшие колхозу "Чишма". При этом земли колхоза "Чишма" согласно схеме и планов соответствуют землям, принадлежавшим кооперативу "Шишма".
На основании ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда площадью 19 704 га, с кадастровым (условным) номером лесного участка 02-04-07/05/2009-028, в состав которых входят лесные участки в кварталах 1-3, ранее принадлежавшие кооперативу "Шишма", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 05.02.2009.
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности из состава земель лесного фонда, ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность (п. 2, подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку материалами дела подтверждается нахождение указанных лесных участков площадью 963 га в составе земельного участка площадью 1712 га, испрашиваемого кооперативом "Шишма", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в указанной части в собственность кооператива "Шишма".
Кроме того, судом на основании имеющихся материалов дела установлено, что часть испрашиваемого земельного участка относится к землям особо охраняемых территорий, не подлежащим отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горносанитарной) охраны является границей курорта.
Пунктами 3, 4 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 2, подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.10.2003 N 268 "О курорте республиканского значения "Якты-Куль" утверждено положение о порядке и особенностях функционирования курорта республиканского значения "Якты-Куль". Названным постановлением курорт "Якты-Куль" отнесен к особо охраняемым природным территориям. Согласно п. 3 постановления общая площадь территории в границах округа горно-санаторной охраны курорта составляет 3989 га, т.е. охватывает все побережье, включая прилегающие районы. Проект округа и зон санитарной охраны курорта "Якты-Куль" разработан в 1989 году Комплексной гидрогеологической партией "Лечминресурсы" Министерства здравоохранения СССР в соответствии с Положением о курортах, и утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.05.1990 N 166.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что часть земельного участка переданного в постоянное (бессрочное) пользование кооперативу "Шишма" общей площадью 35,5 га расположена на территории второй зоны горно-санитарной охраны курорта "Якты-Куль". На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ приводящих к загрязнению окружающей природной среды и изменению состояния или истощения природных лечебных ресурсов.
С учетом изложенного, суд признал отказ администрации в предоставлении в собственность кооперативу земельного участка площадью 1712 га, включающего в себя земельный участок государственного лесного фонда площадью 963 га и земельный участок площадью 35,5 га из земель особо охраняемых территорий, правомерным и обоснованным, в связи с чем требования кооператива "Шишма" удовлетворению не подлежат.
Ссылка заявителя на незаконное включение земельного участка площадью 963 га земель сельскохозяйственного назначения в состав земель государственного лесного фонда Российской Федерации и нарушение правил перевода указанного земельного участка из одной категории земель в другую, отклоняется, поскольку право федеральной собственности на данный земельный участок как на участок лесного фонда в установленном порядке не оспорено, а соблюдение порядка перевода земель из одной категории в другую не является предметом настоящего спора.
Довод заявителя о том, что включение части земельного участка кооператива "Шишма" в состав земель особо охраняемых природных территорий материалами дела не доказано, отклоняется. Указанное обстоятельство установлено судами на основании доказательств, представленных в материалы дела, и в соответствии с нормами действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.07.2010 по делу N А07-2053/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Шишма" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п. 2, подп. 1 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.10.2003 N 268 "О курорте республиканского значения "Якты-Куль" утверждено положение о порядке и особенностях функционирования курорта республиканского значения "Якты-Куль". Названным постановлением курорт "Якты-Куль" отнесен к особо охраняемым природным территориям. Согласно п. 3 постановления общая площадь территории в границах округа горно-санаторной охраны курорта составляет 3989 га, т.е. охватывает все побережье, включая прилегающие районы. Проект округа и зон санитарной охраны курорта "Якты-Куль" разработан в 1989 году Комплексной гидрогеологической партией "Лечминресурсы" Министерства здравоохранения СССР в соответствии с Положением о курортах, и утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.05.1990 N 166."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2010 г. N Ф09-8429/10-С6 по делу N А07-2053/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1119/11
02.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1119/11
13.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8429/10-С6
13.10.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2053/10
13.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8429/10
21.09.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8429/10
15.07.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2053/10