Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 12 октября 2010 г. N Ф09-7684/10-С2 по делу N А50-333/2010
Дело N А50-333/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А., судей Меньшиковой Н.Л., Юртаевой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.05.2010 по делу N А50-333/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель учреждения Крашенинникова С.А. (доверенность от 21.05.2010 N 01-13/06/27441).
Общество с ограниченной ответственностью "Хлебозавод N 2" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании решения учреждения от 07.12.2009 N 1128 недействительным в части отказа в возмещении затрат: на выплату пособий по нетрудоспособности, начисленных из расчета 1 минимального размера оплаты труда лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, в сумме 5 969 руб. 80 коп. и на приобретение детских путевок в лечебный оздоровительный комплекс "Заря" - в сумме 333 840 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2010 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение учреждения признано недействительным в части отказа в возмещении затрат на приобретение путевок для детей в сумме 333 840 руб. Суд пришел к выводам о соблюдении обществом порядка приобретения путевок для детей застрахованных граждан и отсутствии у фонда правовых оснований для отказа в возмещении затрат в сумме 333 840 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 (судьи Полевщикова С.Н., Гулякова Г.Н., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, полагая, что лечебный оздоровительный комплекс "Заря" не является детским санаторием либо санаторным оздоровительным лагерем, вследствие чего путевки на оздоровление детей в указанном лечебном оздоровительном комплексе не могут быть оплачены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на основании Федерального закона от 27.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 183-ФЗ) и Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Федеральный закон от N 216-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" следует читать как 21 июля 2007 года
Страхователь представил отзыв на кассационную жалобу, в котором указывает на правильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Положениями подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемых периодах) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей представляла собой один из видов страхового обеспечения.
Согласно п. 2, 4 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309, путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также на долечивание непосредственно после стационарного лечения приобретаются в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификаты соответствия на питание, выданные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением Фонда страхователю ассигнований на эти цели.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 535 рублей на одного ребенка в сутки в 2008 году, до 570 рублей в 2009 году и до 604 рублей в 2010 году;
в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 600 рублей на одного ребенка в сутки в 2009 году;
в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в одну смену в период школьных каникул в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При исследовании фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств судами установлено, что спорные расходы связаны с оплатой страхователем детских путевок в лечебный оздоровительный комплекс "Заря" (филиал открытого акционерного общества "Ижевский электромеханический завод "Купол").
Судами выявлено, что открытое акционерное общество "Ижевский электромеханический завод "Купол" имеет лицензию от 04.10.2007 N 18-01-000165, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно приложению к данной лицензии филиал открытого акционерного общества "Ижевский электромеханический завод "Купол" - лечебный оздоровительный комплекс "Заря" имеет право на оказание услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи:
- по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии.
- при осуществлении санаторно-курортной помощи по общественному здоровью и организации здравоохранения, педиатрии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что лечебный оздоровительный комплекс "Заря" является санаторно-курортным учреждением.
При этом судами правомерно отмечен факт включения лечебного оздоровительного комплекса "Заря" в перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации от 25.01.2008 N ЗЗн и от 22.07.2009 N 540н.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали неправомерным вывод страховщика о том, что спорные расходы произведены страхователем с нарушением установленных правил.
Таким образом, заявленные требования страхователя удовлетворены судами обоснованно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов обеих инстанций о применении норм законодательства о социальном страховании соответствуют материалам дела.
Доводы страховщика, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.05.2010 по делу N А50-333/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2010 г. N Ф09-7684/10-С2 по делу N А50-333/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника