Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 октября 2010 г. N Ф09-8116/10-С2 по делу N А76-4914/2010-33-332
Дело N А76-4914/2010-33-332
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Артемьевой Н.А., Беликова М.Б.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010 по делу N А76-4914/2010-33-332 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (далее -банк, страхователь) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 24.12.2009 N 97/119 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда от 17.05.2010 (судья Харина Г.Н.) требование страхователя удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Малышев М.Б., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит данные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов материалам дела. Фонд полагает, что произведенные страхователем выплаты материальной помощи в случае временной нетрудоспособности, а также единовременные выплаты должны быть включены в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Возражая против доводов учреждения, банк в представленном отзыве просит оставить решение и постановление судов без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, учреждением проведана выездная проверка Расчетно-кассового центра г. Златоуста Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Челябинской области (структурного подразделения Центрального банка Российской Федерации; далее -РКЦ) по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2009 N 119 н/с и вынесено решение от 24.12.2009 N 97/119 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым РКЦ предложено уплатить недоимку в сумме 851 руб. 60 коп., а также начисленные пени в сумме 219 руб. 62 коп. и штраф в сумме 170 руб. 34 коп.
Основанием для принятия данного решения послужило установление учреждением факта неполной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате занижения облагаемой базы на сумму материальной помощи, оказываемой в случае временной нетрудоспособности, и единовременной выплаты работникам РКЦ.
Не согласившись с решением фонда от 24.12.2009 N 97/119, банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование страхователя, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты не должны включаться в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, поскольку они непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсационными и стимулирующими выплатами, кроме того, осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников. Судом также отмечено, что РКЦ не является юридическим лицом, а осуществляет свою деятельность как структурное подразделение банка, в связи с чем в его отношении не может быть принято решение о привлечении к ответственности.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции правильными.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 данного Закона.
Из анализа положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами.
В силу п. 1 ст. 1 Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П, утвержденного Советом директоров Банка России (далее -Положение), территориальное учреждение банка - это его обособленное подразделение. Территориальными учреждениями банка являются Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.
Расчетно-кассовые центры действуют в составе территориальных учреждений банка на правах структурных подразделений (п. 3 ст. 1 Положения и п. 1.1 Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России от 07.10.1996 N 336, утвержденного приказом Центрального банка Российской Федерации от 07.10.1996 N 02-373).
Поскольку РКЦ, в отношении которого учреждением вынесено решение от 24.12.2009 N 97/119, не является страхователем - юридическим лицом, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили заявленное банком требование.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы фонда не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.05.2010 по делу N А76-4914/2010-33-332 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2010 г. N Ф09-8116/10-С2 по делу N А76-4914/2010-33-332
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника