Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2010 г. N Ф09-7961/10-С2 по делу N А76-2045/2010-54-222
Дело N А76-2045/2010-54-222
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Беликова М.Б., судей Кангина А.В., Меньшиковой Н.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2010 по делу N А76-2045/2010-54-222 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание своих представителей не направили.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Еткульская центральная районная больница" (далее - медицинское учреждение, больница) 65 221 руб., выплаченных страхователям в виде пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, неправомерно выданных и продленных больницей.
Как следует из материалов дела, фондом в период с 20.04.2009 по 24.04.2009 проведена проверка организации и состояния экспертизы временной нетрудоспособности в медицинском учреждении, о чем составлена справка от 08.05.2009 N 21.
По результатам проверки фондом установлено нарушение требований, предусмотренных п. 2, 5, 12, 13, 15, 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (далее - Порядок выдачи листков нетрудоспособности), допущенных медицинским учреждением при выдаче листков нетрудоспособности.
Полагая, что страхователи неправомерно произвели оплату в сумме 65 221 руб. своим сотрудникам за счет средств фонда на основании листков нетрудоспособности, страховщик обратился в суд с заявлением к лечебному учреждению о возмещении оплаты больничных листков, оформленных с нарушением установленного порядка, при этом ссылаясь на подп. 6 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 24.07.2009) (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), предусматривающим указанное право.
Решением суда от 14.04.2010 (судья Потапова Т.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил из того, что спорные правоотношения, возникшие между медицинским учреждением и фондом имели место до вступления в силу положений Федерального закона N 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009), предусматривающих право страховщика предъявлять иск к медицинской организации о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, между тем действие указанной нормы закона на рассматриваемые отношения не распространяются. Кроме того, пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат первичных документов, подтверждающих нарушение Порядка выдачи медицинским учреждением листков нетрудоспособности.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, полагая, что в результате неправомерных действий медицинского учреждения, фондом понесены расходы на страховое обеспечение, которые подлежат возмещению. Заявитель жалобы также полагает неверными выводы судов относительно отсутствия в материалах дела доказательств, на основании которых выявлены нарушения порядка выдачи больничных листов. Заявитель указывает, на то, что представление первичных документов не представляется возможным, поскольку содержащаяся в них информация является врачебной тайной. Кроме того, заявитель жалобы не согласен с отклонением судов его доводов о необоснованности выдачи листков нетрудоспособности в отсутствие лицензии. Указал на то, что в период с 15.10.2008 по 21.10.2008 лечебное учреждение не имело право осуществлять медицинскую деятельность, так как лицензия, выданная 15.10.2003, утратила свое действие 14.10.2008, следующая лицензия получена 22.10.2008 со сроком действия до 22.10.2013.
В соответствии с п. 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации), утвержденного постановлением Правительства РФ N 101 от 12.02.1994, в Российской Федерации для реализации целей обязательного социального страхования создан Фонд социального страхования Российской Федерации, который, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Финансирование пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Управление средствами государственного социального страхования осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, как указано в п. 1 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный Закон N 213-ФЗ) предусмотрено право страховщиков предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Между тем, как верно указано судами, изменения, внесенные Федеральным Законом N 213-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2010 (ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 213-ФЗ).
Судами установлено, что справка о результатах проверки составлена до вступления в законную силу Федерального закона N 213-ФЗ. Страховые случаи, по которым фондом произведены выплаты пособия по социальному обеспечению, имели место также до вступления в силу указанного закона.
Кроме того, выводы фонда содержащиеся в справке по результатам проверки о нарушении медицинским учреждением установленного порядка при выдаче больничных листов, документально не подтверждены, соответствующие первичные документы на обозрение судам не представлялись (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности действий медицинского учреждения по выдаче ряда листков нетрудоспособности в период отсутствия лицензии, получил надлежащую правовую оценку судами и признан несостоятельным, поскольку прекращение учреждением медицинской деятельности в период переоформления лицензии в период с 15.10.2008 по 21.10.2008 повлекло бы нарушение прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, объем и гарантии предоставления которой установлены действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобы не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2010 по делу N А76-2045/2010-54-222 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2010 г. N Ф09-7961/10-С2 по делу N А76-2045/2010-54-222
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника