Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2010 г. N Ф09-7887/10-С5 по делу N А60-6082/2010-С2
Дело N А60-6082/2010-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Васильченко Н.С , судей Вербенко Т.Л., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ново-уральске Свердловской области (далее - Управление Пенсионного фонда) и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество; далее - Акционерный коммерческий Сбербанк) на решение Арбитражного суда Свердлозской области от 17.05.2010 по делу N А60-6082/2010-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокурора Свердловской области (далее - прокурор) - Протасова М.М. (доверенность от 09.07.2010 N 8-18-10);
Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) - Черепанова Н.Ю. (доверенность от 17.12.2007 серии 66Б N 167530);
Уральского банка Сбербанка России (открытое акционерное общество) -Щербакова Е.М. (доверенность от 01.04.2008 серии 66Б N 201946), Мертвищев А.В. (доверенность от 19.11.2007 серии 66Б N 093761);
Управления Пенсионного фонда - Урванова Н.С. (доверенность от 19.05.2010 N 33), Сушкова Е.В. (доверенность от 11.01.2010 N 3).
Прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Акционерному коммерческому Сбербанку, Управлению Пенсионного фонда о признании недействительным (ничтожным) государственного контракта от 23.12.2009 N 65 на оказание услуг по открытию и ведению на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символом "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета Управления Пенсионного фонда для осуществления операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год, заключенного между ответчиками.
Определением суда от 29.03.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Банка России по Свердловской области.
Решением суда от 17.05.2010 (судья Абознова О.В.) исковые требования удовлетворены, признан недействительным государственный контракт от 23.12.2009 N 65 на оказание услуг по открытию и ведению на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символом "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета Управления Пенсионного фонда для осуществления операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год, заключенный между Управлением Пенсионного фонда и Акционерным коммерческим Сбербанком.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 (судьи Дюкин В.Ю., Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит судебные акты отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение судами п. 4 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает, что счет, открытый Управлением Пенсионного фонда в Акционерном коммерческом Сбербанке, предназначен для учета средств, выделяемых на содержание аппарата структурного подразделения Управления Пенсионного фонда (заработная плата, хозяйственные расходы), а не для хранения денежных средств фонда обязательного пенсионного страхования. Заявитель также считает значимым то обстоятельство, что Управление Пенсионного фонда расположено на территории города Новоуральска Свердловской области, являющегося закрытым административно-территориальным образованием, вся территория которого является территорией муниципального образования со статусом городского округа, в котором расчетно-кассовых центров Банка России не имеется, что и послужило для Управления Пенсионного фонда правовым основанием для отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса. Заявитель считает, что вывод суда апелляционной инстанции о наличии технической возможности оказания услуг Управлению Пенсионного фонда подразделением Банка России в пределах одного субъекта Российской Федерации не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В кассационной жалобе Акционерный коммерческий Сбербанк просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, доводы Управления Пенсионного фонда поддерживает. Заявитель полагает, что законом требования по обязательному осуществлению всех операций с денежными средствами Управления Пенсионного фонда, не являющимися средствами фонда обязательного пенсионного страхования, только подразделениями Банка России не установлены. По его мнению, доказательств того, что обслуживание территории закрытого административно-территориального образования "Город Ново-уральск" закреплено за расчетно-кассовым центром г. Кировграда, а соответственно, незаконности действий Управления Пенсионного фонда, Акционерного коммерческого Сбербанка прокурором не представлено.
Как установлено судом, 23.12.2009 между Акционерным коммерческим Сбербанком и Управлением Пенсионного фонда заключен государственный контракт N 65 на оказание услуг по открытию и ведению на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символом "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета Управления Пенсионного фонда для осуществления операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год, по условиям которого Акционерный коммерческий Сбербанк принял на себя обязательство осуществлять услуги по открытию и ведению на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации" с символом "03" в 15-16 разрядах номера лицевого счета Управления Пенсионного фонда для осуществления расчетно-кассовых операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Прокурор, полагая, что сделка совершена с нарушением бюджетного законодательства, поскольку при наличии юридической и фактической возможности обслуживания соответствующей территории оснований для привлечения на конкурсной основе коммерческого банка для осуществления операций со счетами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и расчетно-кассового обслуживания Управления Пенсионного фонда не имелось, обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, придя к выводу о том, что нарушение бюджетного законодательства при заключении государственного контракта влечет за собой недействительность данной сделки.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно п. 2 ст. 155. п. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями.
В постановлении конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П указано, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того ст 155 и 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является механизмом защиты бюджетных средств. При этом разъяснено, что положение о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" при отсутствии нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов. Под "соответствующей территорией" понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территории определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку Расчетно-кассового центра г. Кировграда от 20.01.2010 N 53-4-45/102, суды пришли к правомерному выводу о том, что структурное подразделение Банка России - Расчетно-кассовый центр, расположенный в г. Кировграде, имело как юридическую, так и фактическую возможность для обслуживания счетов Управления Пенсионного фонда. Следовательно, государственный контракт от 23.12.2009 N 65, заключенный между Акционерным коммерческим Сбербанком и Управлением Пенсионного фонда в нарушение вышеуказанных положений бюджетного законодательства, является в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожным.
Доводы Управления Пенсионного фонда и Акционерного коммерческого Сбербанка об отсутствии нарушений бюджетного законодательства и неправильном применении положений Закона об обязательном пенсионном страховании, поскольку счет, открытый Управлением Пенсионного фонда в Акционерном коммерческом Сбербанке, предназначен не для хранения денежных средств фонда обязательного пенсионного страхования, а для осуществления расчетов по обслуживанию текущей деятельности Управления Пенсионного фонда (заработная плата, хозяйственные расходы), судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Заключенный между сторонами государственный контракт предусматривает осуществление расчетно-кассовых операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что прямо нарушает принцип единства кассы, закрепленный ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положения ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей условия привлечения коммерческих банков для осуществления операций со средствами бюджета.
В соответствии со ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии учреждений Банка России -на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
Статьями 17 и 18 Закона об обязательном пенсионном страховании определено, что бюджет названного фонда формируется также за счет средств федерального бюджета; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются в том числе на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Все средства Пенсионного фонда Российской Федерации, как поступающие в доход бюджета фонда, так и направляемые на определенные цели согласно структуре расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации".
Законодателем не сделаны исключения в части возможности размещения средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика, в кредитных организациях.
Установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 по делу N А60-6082/2010-С2 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области и Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (открытое акционерное общество) -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2010 г. N Ф09-7887/10-С5 по делу N А60-6082/2010-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника