Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 7 октября 2010 г. N А60-25698/2010-С8
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2011 г. N Ф09-2349/11 по делу N А60-25698/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело N А60-25698/2010-С8 по заявлению ЗАО "Золото Северного Урала" (ИНН 6617001534, далее заявитель) к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549, далее заинтересованное лицо) о признании недействительными 30 ненормативных правовых актов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: П. В.Букин, представитель по доверенности N 66 АА 0014160 от 16.07.2010, паспорт; Х.Х.Хашкулов, представитель по доверенности от 16.07.2010 N 66 АА 0014159, паспорт;
от заинтересованного лица: А.Г.Широков, ст. гос.налог.инспектор УФНС России по Свердловской обл. по доверенности N 04-12 от 08.02.2010, сл.удостоверение; А.В.Шугар- гос.налог.инспектор по доверенности от 30.12.2009 , сл.удостоверение; Е.Л.Соловьева- зам.нач. отдела по доверенности от 08.09.2010 N 04-32, сл.удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов не заявлено. Заявитель заявил письменное ходатайство об уточнении требований, поскольку в связи с подачей им после вынесения оспариваемых решений уточненных налоговых деклараций за декабрь 2007 и 1 квартал 2008, изменились суммы НДС, заявленные к вычетам. На основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом данное ходатайство общества удовлетворено.
Иных ходатайств и заявлений не поступало.
ЗАО "Золото Северного Урала" с учетом ходатайства просит признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, вынесенные 31.03.2010 по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций общества по НДС за период с февраля по декабрь 2007 и 1-4 кварталы 2008:
- полностью N N 20-29 и N 32-34 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части выводов инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДС ноль процентов по операциям по реализации драгоценных металлов из руды, приобретенной у ЗАО "Шемур", а также об отсутствии права на принятие налоговых вычетов по НДС;
- N 30-31 от 31.03.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части выводов налоговой инспекции об отсутствии у ЗАО "Золото Северного Урала" на применение налоговой ставке 0% по операциям, связанным с реализацией драгметаллов из руды, приобретенной у ЗАО "Шемур", и неправомерного применения вычетов соответственно в сумме 1054598 руб. 45 коп. и 2429025 руб.54 коп.
- N N 27-36, 39-41 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
- N 37 в части отказа в возмещении НДС за декабрь 2007 в сумме 1054598 руб.45 коп.;
- N 38 в части отказа в возмещении НДС за 1 квартал 2008 в сумме 2429025 руб.54 коп.
В обоснование требований заявитель ссылается на несоблюдение налоговым органом требований главы 21 Налогового кодекса РФ.
При этом заявитель не оспаривает соблюдение налоговым органом процедуры вынесения оспариваемых решений.
Заинтересованное лицо отзыв представило, требования не признаны; считает оспариваемые 30 решений законными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области проведены камеральные проверки уточненных налоговых деклараций по НДС, представленных в октябре 2009 ЗАО "Золото Северного Урала" за период с февраля по декабрь 2007 года, 1, 2, 3,4 кварталы 2008 года.
Результаты проверок оформлены актами от 09.02.2010 N N 20-34, на которые налогоплательщик представил свои письменные возражения.
Руководитель инспекции, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений общества, 31 марта 2010 вынес решения: N N 20-34 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и N N 27-41 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению.
Отказывая Обществу в праве на применение ставки НДС 0 процентов, а также в вычете сумм НДС, налоговая инспекция сделала вывод о том, что налогоплательщиком не соблюдены требования пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку спорные операции по реализации драгоценных металлов произведены не в отношении добытых ЗАО "Золото Северного Урала". По мнению налогового органа, реализация драгметаллов извлеченных из руды, полученной от ЗАО "Шемур", не подпадает под действие п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Общество, не согласившись с указанными решениями, обжаловало их в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением от 11.06.2010 N 715/10 оспариваемые решения оставило без изменения.
Общество, считая вынесенные заинтересованным лицом решения недействительными, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В судебном заседании установлено, что между налоговой инспекцией и заявителем отсутствует спор по фактическим обстоятельствам и по расчетам сумм налоговых вычетов, фактически имеется спор относительно применения норм пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ и пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ по операциям, связанным с реализацией драгметаллов из руды, полученной от ЗАО "Шемур".
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд считает, требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Заявитель имеет 10 лицензий на право пользования недрами, в том числе на добычу рудного золота на Катасьминском и Тамуньньерском участках в Свердловской области. Данный факт налоговый орган не отрицает.
В 2007-2008 Общество осуществляло реализацию драгоценных металлов из собственной руды и руды, приобретенной у ЗАО "Шемур".
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, Общество на основании действовавшей в спорный период методики расчетным путем распределяло входной НДС между операциями, облагаемыми по ставкам 0%, 18 %, операциями, освобожденными от налогообложения на основании п.п. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, другими операциями, по которым НДС не принимается к вычету. В частности, входной НДС, приходящийся на долю драгоценных металлов, произведенных из покупной руды и реализованных банкам, не принимался к вычету, поскольку Общество ошибочно полагало, что такая реализация на основании п.п. .9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению.
В своих уточненных декларациях по НДС за 2007-2008 заявитель отразил реализацию драгоценных металлов из покупной руды в качестве облагаемой НДС по ставке 0 процентов (на основании пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также отразило в качестве налоговых вычетов суммы "входного" НДС, приходящегося на долю реализации указанных драгоценных металлов.
Порядок обложения НДС операций по реализации драгоценных металлов, в частности, банкам предусмотрен нормами п.п. . 9 п. 3 ст. 149 НК РФ и п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с п.п. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам.
Из указанного положения следует, что норма, согласно которой не облагается НДС реализация драгоценных металлов, в частности, банкам, установлена для всех налогоплательщиков (плательщиков НДС). Исключение составляют налогоплательщики, поименованные в п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам.
Заявитель утверждает, что в спорные периоды осуществлял реализацию драгоценных металлов; покупателями драгоценных металлов выступали банки; общество имеет лицензии на осуществление добычи драгоценных металлов и фактически добывает драгоценные металлы. Общество также считает, что к спорным операциям вправе применять п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку является добытчиком драгоценных металлов.
В оспариваемых решениях налоговый орган указывает, что для применения пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ необходимо, чтобы налогоплательщик осуществлял операции по реализации в отношении только добытых драгметаллов.
Налоговый кодекс РФ не содержит понятия добычи драгоценных металлов, в связи с чем, в соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Из содержания понятия "добыча драгоценных металлов" следует, что процесс добычи включает в себя извлечение драгоценных металлов из месторождений (в рассматриваемом случае в виде руды) и переработку руды, результатом которой является получение концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
В силу п. 1 ст. 4 Закона о драгоценных металлах добыча драгоценных металлов может осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).
На основании п. 3 ст. 15 Закона о драгоценных металлах организации, указанные в статье 4 настоящего закона, осуществляют добычу драгоценных металлов собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами.
Закон о драгоценных металлах устанавливает, что на основании лицензий осуществляется геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов, а также их добыча (п. 1 ст. 15), лицензирование пользования участками недр, содержащих драгоценные металлы, осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" (п. 2 ст. 15).
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что добыча драгоценных металлов включает в себя как извлечение руды из месторождений, так и ее переработку в концентраты. Данного вывода поддерживается и Управление ФНС России по Свердловской области, которое в своем в решении N 715/10 от 11.06.2010 (стр.2 , 7 абзац) указало, что "переработка руды в концентраты охватывается понятием "добыча драгоценных металлов".
Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора N 230(03-1)430/1 от 19 апреля 2006, заключенного между ЗАО "Шемур", приобрело у ЗАО "Шемур" руду Тарньерского месторождения ("Железная шляпа") для последующей переработки (п.п. 1.1, 2.1 договора). ЗАО "Золото Северного Урала" представило налоговой инспекции договор от 19.04.2006 с дополнениями к нему, сертификат N 1 от 01.04.2006 на руду месторождения "Тарньер", 4 акта приема-передачи руды, подписанные представителями сторон, товарные накладные и счета-фактуры, в которых НДС не выделен. К указанным документам налоговый орган претензий не имеет.
Следовательно, ЗАО "Золото Северного Урала" в отношении реализации драгоценных металлов, извлеченных из покупной руды, банкам вправе применять ставку НДС 0 процентов, поскольку имеет статус золотодобывающей компании, что подтверждается наличием лицензии и фактически занимается добычей драгоценных металлов.
Для подтверждения обоснованности применения "нулевой" налоговой ставки и налоговых вычетов одновременно с представлением налоговой декларации по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы контракт (его копию) на реализацию драгоценных металлов и документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов банкам (п. 8 ст. 165 НК РФ).
Для налогоплательщиков, осуществляющих добычу драгметаллов, вычеты по НДС производятся только при соблюдении как общих условий их получения (ст.ст. 171 и 172 НК РФ), так и дополнительного условия - представления вышеуказанных документов или их копий (п. 3 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, самое главное условие (естественно, при соблюдении всех прочих условий) для получения права на налоговый вычет по НДС в рассматриваемой ситуации - это осуществление налогоплательщиком добычи драгоценных металлов.
Принимая во внимание, что поскольку ЗАО "Золото Северного Урала" осуществляет именно добычу драгоценных металлов, то оно имеет право на применение налоговой ставки 0% и, соответственно, на вычет по НДС.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов следует взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу ЗАО "Золото Северного Урала" 60000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченных обществом в федеральный бюджет платежными поручениями от 23.06.2010 N N 2374-2403.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, вынесенные 31.03.2010 по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за период с февраля по декабрь 2007 и 1-4 кварталы 2008:
- полностью N N 20-29 и N 32-34 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части выводов инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки НДС ноль процентов по операциям по реализации драгоценных металлов из руды, приобретенной ЗАО "Шемур", а также об отсутствии права на принятие налоговых вычетов;
- N 30-31 от 31.03.2010 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части выводов налоговой инспекции об отсутствии у ЗАО "Золото Северного Урала" на применение налоговой ставке 0% по операциям, связанным с реализацией драгметаллов из руды, приобретенной у ЗАО "Шемур", и неправомерного применения вычетов соответственно в сумме 1054598 руб. 45 коп. и 2429025 руб.54 коп.
- N N 27-36, 39-41 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению;
- N 37 в части отказа в возмещении НДС за ХП-2007 в сумме 1054598 руб.45 коп. ;
- N 38 в части отказа в возмещении НДС за 1 квартал 2008 в сумме 2429025 руб.54 коп. как не соответствующие главе 21 НК РФ.
Обязать Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу ЗАО "Золото Северного Урала" 60000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченных в федеральный бюджет платежными поручениями от 23.06.2010 N N 2374-2403.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 7 октября 2010 г. N А60-25698/2010-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2011 г. N Ф09-2349/11 по делу N А60-25698/2010 настоящее решение оставлено без изменения