Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 октября 2010 г. N Ф09-8877/10-С3 по делу N А50П-366/2010
Дело N А50П-366/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гусева О.Г., судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 08.06.2010 по делу N А50П-366/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Першина В.М. (доверенность от 26.10.2010 N 03-04/16312).
Представители муниципального унитарного предприятия "Трансстройремонт" (далее - предприятие), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Пермского края постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре с заявлением, в котором просила взыскать с предприятия недоимку по удержанному налогу на доходы физических лиц в сумме в сумме 321 181 руб., пени в сумме 36 736 руб., начисленные за несвоевременное перечисление удержанного налога, а также восстановить срок на подачу данного заявления.
Решением суда от 08.06.2010 (судья Фролова Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что у инспекции отсутствовало право по бесспорному взысканию задолженности в период нахождения предприятия в стадии ликвидации, поскольку такое взыскание влечет за собой нарушение порядка и очередности требований кредиторов.
Налоговый орган полагает, что у него отсутствовало право на обращение в суд с иском к ликвидационной комиссии о взыскании спорной задолженности, так как ликвидационная комиссия предприятия признала требования инспекции и включила данную задолженность в промежуточный ликвидационный баланс.
По мнению налогового органа, шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскании с предприятия спорной задолженности, предусмотренный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, следует исчислять с 30.10.2009.
Поскольку на момент обращения в суд шестимесячный срок, предусмотренный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, не истек, инспекция считает, что суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением главы Кудымкарского муниципального района Пермского края от 25.02.2009 N 108 принято решение о ликвидации предприятия.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными индивидуальными предпринимателями за период с 01.01.2008 по 04.03.2009, о чем составлен акт от 15.04.2009 N 26.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 08.05.2009 N 43 о привлечении предприятия к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 88 053 руб.; предприятию предложено перечислить удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 321 181 руб., а также уплатить пени в сумме 36 736 руб., начисленные за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц.
В адрес предприятия направлено требование от 12.05.2009 N 1194 о добровольной уплате налога на доходы физических лиц, штрафа и пеней в сумме 445 970 руб. в срок до 01.06.2009.
Налоговый орган 12.05.2009 обратился в ликвидационную комиссию с требованием о включении суммы 445 970 руб. в реестр требований кредиторов.
Председатель ликвидационной комиссии в письме от 15.05.2009 N 11 уведомил налоговый орган о включении данной суммы в реестр требований кредиторов.
В связи с наличием признаков несостоятельности ликвидационная комиссия предприятия 29.10.2009 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 10.12.2009 предприятие признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Налоговый орган 26.01.2010 обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов требований в сумме 848 750 руб. 31 коп., том числе налог на доходы физических лиц в сумме 321 181 руб., пени в сумме 64 665 руб. 49 коп., штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 88 053 руб.
Определением суда от 02.03.2010 прекращено производство по делу в части включения в реестр требований кредиторов задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 321 181 руб. и пеней в сумме 61 338 руб. 47 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения с иском в суд о взыскании спорной задолженности; инспекцией не представлены доказательства наличия уважительных причин его пропуска.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судами установлено, что срок исполнения требования от 12.05.2009 N 1194 истек 01.06.2009.
Поскольку на момент обращения инспекции с заявлением в арбитражный суд 22.04.2010 истек шестимесячный срок, установленный п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации; причины пропуска срока, указанные налоговым органом, судами не признаны уважительными, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судами, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края постоянное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 08.06.2010 по делу N А50П-366/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2010 г. N Ф09-8877/10-С3 по делу N А50П-366/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника