Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 октября 2010 г. N Ф09-8880/10-С3 по делу N А76-4065/2010-37-335
Дело N А76-4065/2010-37-335
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Гавриленко О.Л., судей Глазыриной Т.Ю., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-4065/2010-37-335.
В судебном заседании принял участие представители:
закрытого акционерного общества "Чебаркульский завод Союзтеплострой" (далее - общество, налогоплательщик) - Козлов И.А. (доверенность от 11.01.2010 N 3);
инспекции - Балакин Е.А. (доверенность от 14.01.2010 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнений требований, заявленных в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к инспекции о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки N 167 со сведениями об имеющейся задолженности в сумме 1 051 289 руб. 93 коп. без указания о невозможности взыскания и об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов общества путем обязания инспекции выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом с указанием спорной задолженности с информацией об утрате возможности ее взыскания.
Решением суда от 19.07.2010 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение, поскольку ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) не предусмотрена обязанность налогового органа выдавать справки о состоянии расчетов с бюджетом, содержащих сведения о задолженности с указанием информации о невозможности ее взыскания. Инспекция указывает на то, что форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению" (далее - Методические указания). Сведения, включаемые в справку, формируются на основании данных налогового органа, то есть лицевого счета налогоплательщика. Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в Письме от 07.12.2005 N 03-02-07/1-331, при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций не учитываются только суммы, перечисленные в п. 3 и 5 Методических указаний. К таким суммам не относится задолженность, взыскание которой невозможно в связи с истечением трехлетнего срока исковой давности, поэтому, отражая сведения о задолженности, инспекция указывает полную и достоверную информацию. Налоговый орган также считает, что обществом нарушен срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Как следует из материалов дела, обществом совместно с налоговым органом проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам за период с 01.10.2009 по 30.06.2009. Результаты сверки оформлены актом от 10.07.2009 N 354, в соответствии с которым за налогоплательщиком перед бюджетом числится задолженность по пени в сумме 909 938 руб. 50 коп. и штрафам в сумме 148 489 руб. 07 коп. На разногласия общества налоговый орган уведомлением от 20.07.2009 N 06-83/08879 разъяснил заявителю, что задолженность, отраженная в акте сверки, возникла в лицевом счете налогоплательщика до 01.01.2005. Налогоплательщику выдана справка от 26.03.2010 N 167 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 25.03.2010, согласно которой у него имеется задолженность по налогу на прибыль организаций в сумме 15 648 руб. 98 руб. (пени), по налогу на доходы физических лиц в сумме 14 126 руб. (штраф), 85 руб. 07 коп. (пени), по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 21 руб. (пени), по налогу на добавленную стоимость в сумме 31 932 руб. (штраф), по платежам за добычу подземных вод в сумме 658 руб. 35 коп., (пени), 154 руб. (штраф), по отчислениям на воспроизводство минеральной сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет в сумме 324 руб. 99 коп. (пени), 155 руб. (штраф), по отчислениям на воспроизводство минеральной сырьевой базы, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 94 руб. 42 коп. (пени), по налогу на имущество организаций в сумме 17 247 руб. 28 коп. (пени), по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 111 руб. 72 коп. (штраф), по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 480 365 руб. 16 коп. (пени), 67 576 руб. 53 коп. (штраф), по земельному налогу в сумме 6773 руб. 34 коп. (пени), по прочим налогам и сборам в сумме 0,82 руб. (пени), по налогу с продаж в сумме 17 руб. 13 коп. (пени), 245 руб. (штраф), по сборам на нужды образовательных учреждений в сумме 168 руб. 90 коп. (штраф), по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции в сумме 320 руб. 16 коп. (пени), 58 руб. 40 коп. (штраф), по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемым на территориях городских округов, в сумме 8129 руб. 83 коп. (штраф), по недоимке, пени, иным финансовым санкциям по взносам в сумме 22 704 руб. 90 коп. (пени), по недоимке, пени, штрафам по взносам в ФСС в сумме 1977 руб. 40 коп. (пени), по недоимке, пени, штрафам по взносам в ФФОМС в сумме 95 руб. 32 коп. (пени), по недоимке, пени, штрафам по взносам в ТФОМС в сумме 19 412 руб. 92 коп. (пени), по недоимке пени и штрафам по взносам в Государственный фонд занятости населения в сумме 3988 руб. 69 коп. (штраф), по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 245 853 руб. 47 коп. (пени), по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС в сумме 5950 руб. 55 коп. (пени), 21 843 руб. (штраф), по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме 1230 руб. 17 коп. (пени), по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в сумме 88 395 руб. 09 руб. (пени).
Суд удовлетворил заявленное требование, исходя из того, что при отсутствии доказательств законности и обоснованности начисления и отражения задолженности общества по налогам и пеням в справке, а также при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, у инспекции отсутствовали правовые основания для отражения такой задолженности в документе о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без указания в ней информации о невозможности ее взыскания (утрате возможности ее принудительного взыскания), так как в таком случае сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке, не отражают реального размера существующих у общества налоговых обязательств.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в отношении задолженности, указанной в справке N 167, нарушена процедура применения мер принудительного взыскания. Доказательства взыскания задолженности, отраженной в справке N 167 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 25.03.2010, в судебном порядке в материалы дела не представлены.
Налоговый орган не представил достаточных документальных доказательств, указывающих на наличие после наступления установленного срока уплаты данной задолженности правовых препятствий для начала применения мер принудительного взыскания в рамках реализации полномочий, предоставленных ему ст. 46, 47, 48, 69 Кодекса. Доказательства возможности взыскания спорной задолженности материалы дела также не содержат.
С учетом изложенного при отсутствии доказательств оснований возникновения обязанности по уплате налоговых санкций по налогу на прибыль, а также при невозможности взыскания в установленном налоговым законодательством порядке спорной задолженности, выводы суда о том, что у инспекции не имелось правовых оснований для отражения такой, в том числе неподтвержденной задолженности в справке о расчетах с бюджетом без указания на невозможность ее взыскания, являются правильными.
Судом приняты во внимание доводы общества о том, что отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика, поскольку такие сведения в ней будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налогоплательщику Государственным учреждением "Центр занятости населения г. Чебаркуля" было отказано в заключении договора о предоставлении субсидий, выделяемых из федерального бюджета, работодателям на организацию временного трудоустройства работников организации в случае угрозы массового увольнения и на организацию опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения в связи с тем, что заявитель имеет задолженность по уплате налогов и сборов.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав и интересов налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.
Сроки принудительного взыскания задолженности, указанной в справке, истекли, законные инструменты для взыскания задолженности отсутствуют.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Ссылка инспекции на приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, подлежит отклонению, поскольку данный приказ не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Приказа следует читать как "N ММ-3-19/206@"
Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд обоснованно удовлетворил заявление общества о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества путем обязания инспекции выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания спорной задолженности, которая не подтверждена и возможность взыскания которой утрачена.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2010 по делу N А76-4065/2010-37-335 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2010 г. N Ф09-8880/10-С3 по делу N А76-4065/2010-37-335
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника