Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 27 октября 2010 г. N Ф09-8828/10-С1 по делу N А34-806/2010
Дело N А34-806/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Черкезова Е.О., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТКМ" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2010 по делу N А34-806/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни Удилова Е.В. (доверенность от 16.09.2010 N 04-19/9453).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области и с заявлением к Курганской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным требования об уплате таможенных платежей от 23.09.2009 N 07-44 в части начисления пени в размере 132 689,51 руб. и таможенных платежей в размере 179 120,49 руб., а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне взысканной суммы таможенных платежей. Кроме того, общество просило взыскать с таможни проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 5028,87 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 18.05.2010 (судья Петрова И.Г.) заявление общества удовлетворено частично. Требование таможни от 23.09.2009 N 07-44 в части начисления таможенных платежей в сумме 59 888 руб. 13 коп. и пеней в сумме 4557 руб. 14 коп. признано недействительным. Таможня обязана устранить допущенные нарушения, возвратить излишне взысканные суммы обществу. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда частично изменено. Требования общества о взыскании с таможни процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных платежей в сумме 1681 руб. 39 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда и постановление апелляционного суда не оспариваются (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, в соответствии с книжкой МДП CARNET TIR N MX 60849290, международной товарно-транспортной накладной CMR N 757706, инвойсом N 903006 и упаковочным листом N 903006 от 11.03.2009 обществом на автомобиле "VOLVO", государственный номер Н 397 ОН 199, с прицепом "KRONE" государственный номер ВО 3477 77, осуществлялась перевозка по территории Российской Федерации в режиме международного таможенного транзита товара, отправленного грузоотправителем фирмой "Stalker Group Со" (Германия) в адрес грузополучателя ТОО "Prima Express" (Казахстан) (таможенный орган отправления на территории Российской Федерации -таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни; место доставки -таможенный пост МАПП Петухово Курганской таможни).
При проведении таможенным постом МАПП Петухово таможенного досмотра автотранспортного средства установлен факт частичного отсутствия иностранных товаров, заявленных к перевозке по таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом "международный таможенный транзит" (заявленное количество товара составляет весом брутто -19811 кг, стоимостью 20101 Евро, тогда как фактически количество товара весом "брутто" составляет 2505,7 кг, стоимостью 3141 Евро), а также наличие незадекларированного товара. Результаты досмотра отражены в акте таможенного досмотра от 29.03.2009 N 10501100/290309/000063.
В связи с недоставкой товара и образованием у общества задолженности по уплате таможенных платежей, таможней вынесено требование от 23.09.2009 N 07-44 о внесении в срок до 18.10.2009 таможенных платежей в сумме 2 236 306,95 руб., а также пеней, рассчитанных за период с 14.03.2009 по 23.09.2009 в размере 169 493,42 руб.
Платежным поручением от 15.10.2009 N 483 общество произвело оплату таможенных платежей в сумме 2 236 306,95 руб. по требованию от 23.09.2009 N 07-44.
Заявлением от 27.11.2009 общество просило таможню возвратить таможенные платежи в размере 179 120,49 руб., излишне уплаченные по требованию от 23.09.2009 N 07-44.
Письмом от 07.12.2009 N 07-34/13131 таможенный орган отказал в возврате указанной суммы, в связи с чем, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий таможенный орган.
Решением Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 07.12.2009 N 20-13/68 в удовлетворении жалобы заявителя отказано.
Полагая, что данные действия таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным требования таможни в части начисления таможенных платежей в сумме 59 888,13 руб. и пеней в сумме 4557,14 руб. а также об обязании таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о допущенной таможней при расчете сумм таможенных платежей технической ошибке, повлекшей необоснованное начисление таможенных платежей и пеней в указанном размере. Отказывая в удовлетворении требования заявителя в остальной части, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии оснований для признания требования в этой части недействительным, а также для возврата остальной суммы уплаченных заявителем таможенных платежей. При этом суд указал на своевременность выставления таможней оспоренного требования и на правомерность использования таможней при определении размера подлежащих уплате таможенных платежей категории "вес товара брутто".
Апелляционный суд изменил решение суда, в части отказа во взыскании процентов, предусмотренных ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, и взыскал в пользу общества с таможни проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку таможней пропущен установленный ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации срок возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Судебные акты оспариваются обществом только в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В названной части выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Статьей 167 Таможенного кодекса определено, что международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пункт 2 ст. 169 Таможенного кодекса устанавливает, что к правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите применяются положения п. 1 и 2 ст. 88, а также ст. 90 и 91 Таможенного кодекса, регулирующие перевозку товара в режиме внутреннего таможенного транзита.
Согласно п. 1 ст. 88 Таможенного кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров.
В силу п. 1, 2 ст. 90 Таможенного кодекса в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик обязан уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги в соответствии с данным Кодексом. Перевозчик не несет ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки).
В соответствии с п. 2 ст. 320 Таможенного кодекса при несоблюдении положений данного Кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.
Таким образом, как правильно указали суды обеих инстанций, общество, являясь держателем книжки МДП CARNET TIR N MX 60849290 и перевозчиком иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом "международный таможенный транзит" в полном объеме несет ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов при недоставке товаров, перевозимых по книжке МДП CARNET TIR N MX 60849290 на таможенный пост МАПП Петухово, указанный в качестве таможни назначения.
В силу ст. 322 Таможенного кодекса объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
На основании ст. 328 Таможенного кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых данным Кодексом и иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Из ст. 349 Таможенного кодекса следует, что при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.
На основании статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.
Факт недоставки товара в таможню судами установлен и материалами дела подтвержден.
В связи с этим решение таможни о принудительном взыскании с общества таможенных пошлин, налогов в отношении недоставленных товаров, является обоснованным.
В силу ст. 350 Таможенного кодекса (в ред., действовавшей на момент выставления требования обществу) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Судом первой инстанции верно определен день обнаружения фактической неуплаты заявителем таможенных платежей - 16.09.2009, дата составления служебной записки.
Довод общества о том, что срок выставления требования должен исчисляться с 27.04.2009, т.е. с даты обнаружения недоставки товаров в таможню, был предметом исследования судов обеих инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку в соответствии со ст. 350 Таможенного кодекса момент выставления требования должен определяется не с даты обнаружения факта недоставки товаров, а с даты обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. При этом по состоянию на 27.04.2009 таможней еще не был обнаружен факт неполной уплаты таможенных платежей, так как на указанную дату не была рассчитана сумма неуплаченных таможенных сборов и налогов.
Как установлено судами, определение таможней периода начисления пеней с 13.03.2009 по 23.09.2009, является правильным и произведено в соответствии с положениями п. 5 ст. 329 и ст. 349 Таможенного кодекса.
Из ч. 1 ст. 327 Таможенного кодекса следует, что в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями требований и условий, установленных данным Кодексом, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 1 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 327 Таможенного кодекса для целей исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, в качестве налоговой базы используются таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для определения налоговой базы, на день применения ставок таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 1 данной статьи. Если определить сумму подлежащих уплате таможенных платежей невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости товаров, сумма таможенных платежей определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, количества или стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.
На основании Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных Распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.11.2003 N 647-р, при исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в ЕВРО за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в ЕВРО за килограмм массы товара, в качестве основы исчисления используется масса товара с учетом его первичной упаковки - упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
Из материалов дела следует, что размер подлежащих уплате таможенных платежей определен таможней на основе сведений о весе товара "брутто" содержащихся в книжке МДП CARNET TIR N MX 60849290.
Суды пришли к обоснованному выводу, что категория "брутто" была взята таможней правомерно для расчета таможенных платежей, поскольку сведения о весе товара "брутто" указанные в книжке МДП CARNET TIR N MX 60849290, соответствуют сведениям, указанным в товаросопроводительных документах.
Ссылка общества на упаковочный лист от 11.03.2009 N 903005, содержащий сведения о весе товара "нетто" была предметом исследования судов и обоснованно ими отклонена как несостоятельная.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2010 по делу N А34-806/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТКМ" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 октября 2010 г. N Ф09-8828/10-С1 по делу N А34-806/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника