Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 октября 2010 г. N Ф09-8569/10-С1 по делу N А71-7278/2010 А6
Дело N А71-7278/2010 А6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Лимонова И.В., судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.07.2010 по делу N А71-7278/2010 Аб.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Индустриального района г. Ижевска (далее - отдел) от 27.05.2010 N 19/324 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в части п. 1-10, 12-17, 19,21,25,28,30,31.
Решением суда от 16.07.2010 (судья Глухов Л.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит указанный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель указывает на ошибочность вывода суда о наличии вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 27.04.2010 N 166 проведена внеплановая проверка соблюдения ранее выданного предписания от 16.06.2008 N 245/1 и требований пожарной безопасности в помещениях многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройская, д. 77.
По итогам проверки составлен акт от 06.05.2010 N 166, в котором указан 31 пункт нарушений требований и норм пожарной безопасности, в том числе следующие нарушения, указанные в п. 1-10, 12-17, 19, 21, 25, 28, 30, 31: привести в исправное состояние автоматическую пожарную сигнализацию, заменить тепловые пожарные извещатели, сроком службы более 10 лет, установленные в коридорах квартир; установить дымовые пожарные извещатели во внеквартирных коридорах и мусоросборной камере; оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями жилые помещения квартир; привести в исправное рабочее состояние систему дымоудаления; для вентиляторов для удаления продуктов горения предусмотреть отдельное помещение, выгороженное противопожарными перегородками 1-го типа; обеспечить связь системы противопожарной защиты дома с диспетчерским пультом и с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство; заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт (ТО и ППР) автоматической пожарной сигнализации и системы дымоудаления; привести в исправное состояние внутренний противопожарный водопровод и обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, привести в рабочее состояние насосы-повысители давления противопожарного водопровода; укомплектовать поэтажные пожарные краны стволами и рукавами; организовать техническое обслуживание противопожарного водопровода, осуществлять проверку работоспособности не реже двух раз в год (весной и осенью); выполнить монтаж системы (установки) оповещения людей о пожаре; установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) ближайших к дому пожарных гидрантов с указанием расстояния до гидранта; оборудовать двери незадымляемых лестничных клеток устройствами для самозакрывания; восстановить предусмотренные проектом дверные полотна незадымляемых лестничных клеток; обозначить знаками пожарной безопасности пути эвакуации и двери эвакуационных выходов; демонтировать железные двери (в отступлении от проекта) из общего коридора квартир в лифтовой холл; установить сертифицированные двери помещения электрощитовой (с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.), оборудовать электросветильники закрытого исполнения защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (на всех этажах, подвал); мусоросборная камера не защищена по всей площади спринклерными оросителями; отделка стен лестничной клетки путей эвакуации выполнена из горючих материалов (на всех этажах).
По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2010 N 19/324, на основании которого вынесено постановление от 27.05.2010 N 19/324 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорные жилые дома входят в состав муниципального жилищного фонда и переданы в соответствии с действующим законодательством на праве оперативного управления учреждению, числятся на его балансе.
Пунктом 4.1.2 Устава учреждение наделено правом владеть и пользоваться имуществом, переданным на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством. Обязанностью учреждения является организация обеспечения сохранности жилищного фонда, содержание его в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (п. 4.2.1 Устава).
В соответствии с Уставом учреждение создано администрацией г. Ижевска для осуществления деятельности по организации содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске. Организация содержания и эксплуатации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в г. Ижевске является основной задачей данного учреждения. В целях решения поставленных задач учреждение осуществляет сбор платежей от потребителей и расходование данных средств. Учреждение имеет право на заключение договоров с организациями всех форм собственности по содержанию и ремонту жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры (п. 3.1.3 Устава).
Таким образом, как правильно указано судом, именно учреждение обязано соблюдать Правила пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Красногеройской, д. 77.
Судом установлены и материалами дела подтверждаются перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 20.05.2010 N 19/324 и постановлении от 27.05.2010 N 19/324 о привлечении к административной ответственности факты нарушения учреждением требований пожарной безопасности.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса.
Процессуальных нарушений при привлечении учреждения к административной ответственности судом не установлено.
Доводы учреждения об отсутствии надлежащего финансирования для выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности уже был предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонен, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения учреждения от административной ответственности, и кроме того, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что учреждение имело возможность обоснованно на основании распоряжения администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 540 взимать с собственников дома N 44 тариф, который бы включал все необходимые расходы, необходимые для соблюдения правил пожарной безопасности.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных учреждением требований.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.07.2010 по делу N А71-7278/2010 А6 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 октября 2010 г. N Ф09-8569/10-С1 по делу N А71-7278/2010 А6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника